Явление учёных школе

Одна из дискуссий Красноярского экономического форума-2018 была посвящена вопросам подготовки научных кадров для инновационной экономики. Участники круглого стола обсуждали возможные пути координации усилий государства, науки, образования и бизнеса.

«Наша страна может сделать большой скачок в развитии, если основным локомотивом роста станет наука, — подчеркнул президент Российской академии наук Александр Михайлович СЕРГЕЕВ. — При этом мы должны понимать, что у конкурирующих с нами экономик зачастую больше как минимум финансовых возможностей. Наше главное конкурентное преимущество — креативные начала и созидательность. Российская академия наук и научные институты будут поддерживать и развивать эти качества у молодых и будущих учёных».

Многие выступающие отмечали, что подготовка кадров должна начинаться со школы. Только так можно воспитать научную молодёжь. Убеждён в таком подходе и президент РАН, с которым нам удалось побеседовать.

— Одной из серьёзных обязанностей всех членов Академии наук должна быть просветительская работа, прежде всего, ориентированная на школу. Когда мы говорим о том, что в школьной программе стоит уделить больше внимания физике и математике — это одно. Но ребят нужно ещё и правильно мотивировать, — утверждает А.М. Сергеев. — Уверен, что большую пользу могли бы принести встречи членов нашей Академии со школьниками. Я вообще предложил своим коллегам включить в распорядок дня визиты в школы. Из некоторых регионов к нам даже приезжали губернаторы и мэры с такой просьбой. Почему это необходимо делать? Нужны какие-то маяки для каждого. Раньше, когда мы приходили из школы в университеты и НИИ, нам показывали на реальных примерах: если будете хорошо учиться и работать — станете как вот это светило, академик такой-то… А сейчас престиж науки в стране, к сожалению, не настолько высок, и родители, конечно же, задаются вопросом: кем будет сын (или дочь), если пойдёт в университет? В голове ассоциации: неудачником, необеспеченным и т.д. Вот это представление надо категорически менять и укреплять престиж профессии. Когда ребята в школе увидят успешных творцов науки с интересными лекциями и презентациями — это будет лучше всякой другой наглядной агитации. И, кстати, внесённый президентом РФ на рассмотрение Госдумы законопроект, уточняющий цели деятельности РАН, её основные задачи, функции и полномочия, — очень своевременный и важный. Законодательная инициатива в числе прочего предусматривает участие Академии наук в организации и обеспечении научно-просветительской деятельности.

— Выходит, Александр Михайлович, надо налаживать PR?

— Это немаловажно. Раньше пиар науки брало на себя государство. Мы все помним, какие фильмы снимались! Взять хотя бы «Девять дней одного года» — блестящий пример пиара профессии. И сейчас есть замечательные образцы — я говорю об опыте директора Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаила КОВАЛЬЧУКА. Недавно «курчатники» отмечали 75-летие своего института, так спецвыпуски газет на эту тему распространялись даже в самолётах. Вот такому пиару стоит учиться — высший пилотаж!

Вера КИРИЧЕНКО