Академия в институте: предлагает ИНиГ

Многим из нас часто кажется, что успех бродит где-то рядом, а удача опять прошла стороной. Всё может изменить ваше решение БЫТЬ УСПЕШНЫМ! Это доказывают участники образовательного проекта «Академия инжиниринга», который с октября 2017 г. реализуется Корпоративным нефтегазовым центром в Институте нефти и газа, в рамках Программы повышения международной конкурентоспособности университета и при финансовой поддержке АО «Востсибнефтегаз». Руководитель проекта — директор ИНиГ Фёдор БУРЮКИН.

Миссия проекта — повысить уровень профессиональных компетенций, совершенствовать деловые и личностные качества выпускников бакалавриата и специалитета СФУ. В качестве преподавателей и экспертов привлекаются высококвалифицированные сотрудники компаний, а также успешные практики реального бизнеса.

Обучение в «Академии инжиниринга» состоит из трёх блоков. В первом давались навыки исследовательской работы по реальным проблемам нефтегазовой отрасли. Второй блок — производственная практика на нефтегазовых предприятиях Сибири. Третий реализуется в данное время и состоит из 7 модулей.

Каждый модуль — яркий по форме проведения и полезный по содержанию. В результате от прошедших за последние два месяца трёх модулей впечатления у слушателей программы останутся надолго. А было этих слушателей более 150 на всех формах обучения.

Модуль первый: культовая деловая игра для нефтяников ВИНК

Это компьютерная модель экономической среды, в которой действуют вертикально-интегрированные нефтегазовые компании, отсюда и название. Деловая игра от Группы ТИМ — продукт с многолетней историей, используемый большинством российских нефтегазовых компаний при обучении персонала всех уровней. Победа в ВИНК является огромным бонусом при трудоустройстве и отборе на практику в нефтегазовые компании.

Для участия в ВИНК необходимо было пройти командный конкурсный отбор. Команды из 3-5 человек писали эссе в свободной форме на тему «Что бы я изменил в деятельности нефтегазовой компании, если бы был генеральным директором». Фактически с этим же заданием команды столкнулись 13-14 апреля в ходе самой деловой игры. Бессменным ведущим является автор ВИНК Игорь Викторович СМИРНОВ, кандидат педагогических наук, бизнес-тренер Группы ТИМ (г. Москва). Вот что автор рассказывает о себе и своём модуле.

— Закончил Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова, пятилетнее обучение за четыре года. Уже после второго курса, учась на дневном отделении по индивидуальному плану, начал работу в коммерческом банке, в котором вырос до ведущего экономиста.

Тогда хватало времени только на учёбу и работу. Позже занялся конным спортом и парашютными прыжками (27 прыжков), последнее время увлекаюсь deep-дайвингом (погружение на большие глубины), айс-дайвингом (ныряние под лёд), являюсь дайвером — международным спасателем.

Оказавшись волею судьбы в одной из дочерних производственных предприятий компании «Газпром», работал там главным бухгалтером. Мой руководитель поставил задачу не просто заниматься бухгалтерией, а изучить все производственные процессы и технологии предприятия. Первый свой педагогический опыт я получил, преподавая в компании «Юкос» в Нефтеюганском корпоративном институте. В 2000 году меня пригласили в саму компанию «Юкос» в проект по организации и строительству учебных центров компании.

Главной проблемой в нефтегазовой отрасли считаю нехватку высококвалифицированных кадров. Я защитил диссертацию по теме «Образование менеджеров нефтегазовой отрасли дедуктивно-логическими способами» и разработал систему образовательных продуктов, позволяющих учиться думать, принимать решения (деловые игры: ВИНК, Финансы, Управление изменений, Переговоры и т.д.). Также считаю, что в первую очередь надо быть профессионалом, а лишь потом менеджером. Полезно получать вторую специальность. Время ведёт нас к робототехнике, реинжинирингу процессов. Поэтому важно иметь универсальные знания, а не только знания по смежным направлениям.

Модуль второй: тренинг «Тайм-менеджмент»

Задача тренинга — задать вектор развития практических навыков самоменеджмента: планирования, целеполагания, минимизации временных потерь. В качестве ведущего был приглашён Александр Владимирович УШАКОВ — тренер-консультант группы компаний «ЕВМ», руководитель Уральского представительства, ведущий эксперт программы «Школа — вуз — предприятие» ПАО «Роснефть». Слово тренеру:

— Закончил Пермский государственный технический университет по специальности «Маркетинг» и Институт повышения квалификации РМЦПК по специальности «МВА: управление бизнесом». Когда был студентом, очень рано начал работать, что оказалось полезно во всех отношениях. Кроме того, играл в «Что? Где? Когда?», увлекался спортом (настольным теннисом и футболом), занимался туризмом (походы, сплавы, подъёмы в горы) и различными развивающими активностями — чтением, участием в дебатах и переговорных поединках, развивающих мероприятиях (особенно здесь стоит отметить Стипендиальную программу благотворительного фонда Владимира Потанина). Всё это я продолжаю делать и сейчас.

На мой взгляд, ключевыми компетенциями для молодых специалистов являются способность учиться новому и развиваться, коммуникабельность, целеполагание, эффективное управление собой и временем, адаптивность к изменяющимся ситуациям и умение быстро на них реагировать.

В рамках «Академии инжиниринга», мне кажется, было бы интересным внедрить в курс обучения модуль, связанный не только с развитием навыков и умений, но и с их оценкой, чтобы по его итогам каждый из участников получил профиль своих навыков и компетенций.

Разумеется, я говорю о компетенциях soft skills, то есть: коммуникация, командная работа, лидерство, аналитические способности, креативность и т.д. Потому что идеальный выпускник/элитный инженер — это про человека, который гармонично сочетает в себе профессиональные навыки и умения (hard skills) и личностные (soft skills).

Модуль третий: «Управление проектами»

Эксперт-преподаватель модуля Фаина Васильевна КУРЗЮКОВА — кандидат экономических наук, много лет проработала доцентом Финансового университета при Правительстве РФ. О сотрудничестве Фаины Васильевны с СФУ мы писали в УЖ от 10 ноября 2016 г. А сейчас пообщались по поводу работы в рамках проекта «Академия инжиниринга»:

— Думаю, что повышение эффективности управления и повышение отдачи от проектных инвестиций является одной из проблем современности. Соответственно, в рамках недельного модуля «Управление проектами» у слушателей формировались компетенции, позволяющие эффективно планировать и управлять проектами в отрасли нефтегазового производства, обеспечивая достижение поставленных целей и иных важных характеристик проекта: стоимости, времени, качества результата, а также удовлетворения участников. Программа предусматривает изучение особенностей проектной деятельности по внедрению инноваций, условий организации успешного управления проектами на предприятии.

Мне самой было интересно работать с замотивированными студентами! Особенно понравился тренинг по теме «Разработка рекламной компании для Академии инжиниринга». Ребята на конкурсной основе разрабатывали элементы бренда АИ, основные элементы рекламных обращений.

Наш модуль в проекте мы будем развивать, в частности — совершенствовать систему управления портфелем проектов на предприятии нефтегазовой отрасли. А в целом считаю, что студентов нужно больше привлекать к разработке проектов на конкурсной основе (может, для конкретного заказчика).

Отзывы слушателей

Валентин БАТУРИН, 2 курс бакалавриата, ИНиГ: «Программа «Академии инжиниринга», безусловно, стоила потраченных на неё времени и сил. Лично я пришёл туда, чтобы получать реальные знания, которые пригодятся мне для дальнейшей профессиональной работы, и я их получил».

Сергей РОМАНОВСКИЙ, 1 курс магистратуры, ИНиГ: «По моему мнению, модуль «Управление проектами» должен входить в учебный план студентов всех направлений, поскольку реализация проектов происходит во всех сферах жизнедеятельности, а правильное их планирование и управление позволит достигать максимальных результатов при меньших затратах трудовых ресурсов. К сожалению, модуль рассчитан на шесть дней, что, по моему мнению, недостаточно. Было бы здорово, если бы на изучение данного направления для студентов технических специальностей выделялся целый семестр».

Айбек ТУРДУМАМАТОВ, аспирант, ИНиГ: «Участие в проекте понравилось своей многозначностью. Работали в команде, как профессионалы, представляя должности. Приобрёл новые знакомства. Всё было очень интересно. Нужно больше таких мероприятий в институте».

Об «Академии инжиниринга» положительно отзываются не только постоянные, но и свободные слушатели, воспользовавшиеся приглашением на конкретные мероприятия программы. Седа СИМОНЯН, 3 курс, специальность «Мировая экономика», ИЭУиП: «О модулях я узнала, прочитав объявления и анонсы на сайте СФУ. В феврале обучалась на модуле «Системное мышление», преподаватель Вячеслав Иванович КУДАШОВ, в марте — на модуле «Управление проектами». «Тайм-менеджмент» — третий модуль, на котором мне посчастливилось обучаться. Считаю, что он очень полезен для правильного целеполагания и рационального использования своего времени».

***

Образовательная программа «Академии инжиниринга» успешно коррелирует с научно-образовательной деятельностью обучающихся. Так, в рамках модуля «Исследовательский семинар» ребята размышляют на актуальные темы нефтегазовой отрасли, предлагая наиболее приемлемые решения производственных задач. Конечной целью является защита проекта, представленного в виде научно-исследовательской (научно-технической) работы и направленного на оптимизацию производственных процессов на предприятиях нефтегазовой отрасли. Защита приравнивается к итоговой аттестации. Важно, что у обучающихся есть возможность получить консультацию у специалистов — сотрудников таких компаний, как «Красноярскнефтепродукт», «АНПЗ ВНК», «Востсибнефтегаз», «РН-КрасноярскНИПИнефть», «Славнефть-Красноярскнефтегаз».

Помимо постоянных участников за 7 месяцев реализации проекта на занятиях обучился 261 слушатель. Они получили соответствующие сертификаты. Желающие также принять участие в проекте могут заполнить заявку на сайте knc.sfu-kras.ru или направить письмо по адресу knc_sfu@oil-sfu.ru.

***

Студентов СФУ приглашаем принять участие в лекциях и тренингах проекта. О ближайших событиях можно узнать в новостных лентах сайтов СФУ, ИНиГ, вкладке «Календарь» на сайте Корпоративного нефтегазового центра или обратившись за информацией к Веронике Молот (208-25-08, +79232705689) и координатору научного отдела Молодёжного центра ИНиГ Дарье Агровиченко (+7-902-947-5080, dagrovichenko@sfu-kras.ru).