Что выбирают отличники
Первый год SibFU Honors College

Осенью прошлого года в СФУ был создан свой Honors College (НС) — «колледж отличников» — образовательное пространство для лучших студентов университета. Сейчас, в июне 2018-го, для этих студентов завершился первый учебный год. И можно оценить промежуточные результаты проекта.

Мария ТАРАСОВА, руководитель SibFU Honors College: «Для меня главная цель SibFU Honors College — развитие творческой личности, готовой к активной реализации своего потенциала. У нас главенствует принцип: «Студент — субъект образовательной деятельности».

Итак, какие умения развивает SibFU Honors College в отличных студентах СФУ?

1. Умение делать выбор и принимать решения

В осеннем семестре, познакомившись на мастер-классах со всеми образовательными предложениями колледжа, студенты выбрали то, что их заинтересовало больше всего, и сами составили индивидуальный образовательный план.

Вот полный список действующих образовательных направлений саморазвития в SibFU Honors College в 2017-2018 учебном году:

• Эффективная коммуникация;

• Технологии ведения переговоров;

• Визуальное мышление;

• Индивидуальные образовательные технологии;

• Принятие решений;

• Психология управления личностными ресурсами;

• Конструктивное решение конфликтов;

• Личность, конкуренция и карьера;

• Основы управления проектами;

• Critical Thinking;

• Theory of Knowledge;

• Communication for Research;

• English in University Context.

2. Умение проявлять инициативу и действовать

В SibFU Honors College каждый студент может попробовать себя в качестве разработчика и руководителя проекта. Так как в колледже учатся студенты всех институтов СФУ, проектные команды объединяют участников различных специальностей, что делает проекты многопрофильными и более интересными.

Мария ТАРАСОВА: «Осенью 2017 г. мы начали с игры-запуска, на которой задали студентам два вопроса: «Какими вы хотите стать, окончив Honors College?» и «Каким должен быть Honors College, чтобы вы достигли желаемого образа себя?». Затем мы предложили студентам спроектировать образовательное пространство для отличных студентов СФУ. Задача состояла в том, чтобы показать студентам, что Honors College — это образование, которое они создают для себя сами. И для меня тот факт, что наши студенты сегодня рассматривают Honors College как свой проект, — очень важный и позитивный результат».

Первый конкурс проектов студентов HC назывался «Образ будущего». На нём были представлены проекты развития научной, образовательной и социальной деятельности в СФУ.

Первое место в конкурсе заняла «Единая идентификационная карта Сибирского федерального университета». Авторы проекта — Игорь ТИТОВСКИЙ (ИИФиРЭ), Никита ДРАЧЕВСКИЙ (ИКИТ), Оскар КРОМ (ПИ).

В заявленных темах студенческих проектов на 2018-2019 учебный год многие ребята видят сам Honors College как сферу проектирования. Например, студентки Гуманитарного института Лидия ИВАНОВА и Алина СОСНОВСКАЯ предложили проект «ТИГР» (Территория интеллектуальных и гуманитарных разработок), цель которого — исследование роли игровых технологий в развитии лидерских компетенций студентов SibFU Honors College.

Образовательные мероприятия в НС проводятся в форме игр, переговоров, дебатов, дискуссий. Направление «Личность, конкуренция и карьера» включало ролевые игры-собеседования с работодателями. Продвигаясь по направлению «Принятие решений», студенты попробовали себя в роли детективов, путешественников, выживших на необитаемом острове, руководителей развивающихся городов и даже демиургов, создающих и развивающих собственные цивилизации. На занятиях по «Визуальному мышлению» студенты примеряли роли
зрителей, умозрителей и даже выступали от лица самих произведений искусства. В игровой форме был пройден путь создания картины «Чёрный супрематический квадрат» К. Малевича, что дало возможность почувствовать себя как разрушителями, так и создателями миров.

Ведущие направления «Технологии ведения переговоров» предложили игровую ситуацию, в которой участники выступили в ролях владельцев крупных предприятий, стоящих на берегу одной реки. Цель игры состояла в том, чтобы «при эффективном использовании реки добиться максимально возможного увеличения прибыли». В считанные минуты была достигнута договорённость о решении, удовлетворяющем всех участников. Совершенно не преследуя корыстных интересов, они сказали: «Это — наш город, это — наша река!». «Предприятия» заключили договор об обязательной очистке всех сливных вод и отказались признавать финансовые убытки неудачей. В результате студенты не просто решили переговорную задачу, они создали другой мир, живущий по законам гражданской и экологической ответственности.

Научная деятельность также в приоритете у студентов НС.

В апреле 2018 года на международной конференции «Проспект Свободный» была организована секция «Interdisciplinary Research in University Honors Colleges». На английском языке доклады представили как студенты НС (II место занял доклад Егора КОНОВАЛОВА (ГИ) на тему «Visual Thinking in Cinema»), так и студенты Lee Honors College Университета Западного Мичигана, которые присоединились в формате видеоконференции.

В своих докладах студенты HC показали, как компетенции, развиваемые в колледже, помогают в различных специальных
областях. Например, что даёт высокая конкурентоспособность педагогу? Как навык принятия решений ведёт к успеху в управлении недвижимостью? Для чего бизнесмену умение строить свой речевой имидж?

Ответами стали доклады, прозвучавшие в разных ораторских жанрах. Например, Виктория ФРАНЦ (ЮИ) совершила невероятный скачок в своём развитии, результатом чего стал интересный и эмоциональный рассказ о визуальном мышлении в живописи на материале анализа картины «Звёздная ночь» Винсента Ван Гога.

А объектом исследования Дарьи ДЯТЛОВОЙ (ИЭУиП) выступил сам Honors College, на материале которого она изучила возможности формирования корпоративной культуры организации.

3. Умение работать в команде и вести диалог

В SibFU Honors College нет понятия «преподаватель», но есть понятие «ведущий образовательного направления». Это тот, кто составляет карту образовательного пути, но идёт по нему вместе со студентом.

«Чем отличаются студенты Honors College от других студентов СФУ?» — этот вопрос мы задали ведущим направлений SibFU Honors College.

Татьяна СЕДЫХ:
«Студенты колледжа очень энергичны, имеют активную жизненную позицию. Для этих студентов важно качество образования, а не получение диплома. Иногда занятия продолжались больше положенного времени, и студенты оставались по своей инициативе».

Михаил РЫБКОВ: «Во-первых, они делают всё быстрее, чем среднестатистические группы. Во-вторых, задают много вопросов, особенно по применению знаний на практике. К тому же они напрямую стараются выстроить собственный учебный процесс. Например, если расписание составлено не совсем удачно, то сразу организуется голосование за другие дни проведения занятий, предлагаются варианты, принимается решение».

Дарья ШТОРК и Артур КОНГАРОВ: «У всех студентов HC достаточно высокие притязания на успешность. Нам важно актуализировать их субъектную позицию — позицию человека с настоящими образовательными запросами и ответственностью за своё развитие».

4. Умение действовать осознанно

Питер СЕДЕРБЕРГ в книге «Феномен Honors College» писал, что задача колледжа состоит в том, чтобы привести студентов к «осознанию, что образование управляет их личностным, социальным и профессиональным ростом».

А вот как об образовании в НС сказал наш студент Никита ОВЧИННИКОВ (ИСИ), освоивший за один весенний семестр шесть направлений (абсолютный рекорд среди студентов SibFU Honors College): «Я всегда был обычным парнем. Первый семестр в институт ходил почти на все пары и даже закрыл всю сессию автоматом. После первой сессии я занялся общественной деятельностью. Я организовывал мероприятия и понял, что это — моё. Постепенно жизнь превратилась в карусель из учёбы и мероприятий 24/7. В этот момент я задал себе простой вопрос: «Что на самом деле важно?». И в это же время я поступил в SibFU Honors College, пространство для отличных студентов СФУ. И именно здесь я нашёл ответ на свой вопрос. Сейчас я точно знаю, что в образовании в первую очередь важен запрос на образование. Что необходимо осознанно подходить к своей жизни! Сейчас у меня есть чёткий план!

SibFU Honors College — это не для всех. Не все готовы к такой свободе: к возможности делать осознанный выбор дисциплин, которые действительно необходимы, к самостоятельному принятию решений, связанных с твоим будущим. Всё это позволяет абсолютно с другой точки зрения посмотреть на образование и сделать его наиболее эффективным!».

Михаил РЫБКОВ: «Honors College — это пространство, где могут и должны рождаться интересные проекты, развиваться новые идеи. Теперь, если ты отличник, то у тебя есть куда стремиться — становись студентом НС. И здесь будет не просто дальнейшее обучение по специальности, а получение новых навыков — тех, которым не учат на основной образовательной программе. Именно они помогут студенту в построении системы ценностей, в принятии решения относительно дальнейшего развития. В этом основная ценность колледжа».

Мария ТАРАСОВА: «Когда я начинала работу над проектом Honors College, некоторые останавливали меня, утверждая, что колледж не будет востребован теми, для кого создаётся. Что студенты-отличники и так успешны и довольны своими учебными результатами. Но я верила, что это не так и, к счастью, оказалась права. Я сама всегда училась только на «отлично» и знаю, что это — не сложно. Образование, к сожалению, в основном ориентировано на студента со средними способностями. Развитие одарённых студентов — особо сложная задача, решение которой ещё нуждается в приоритетном статусе. Ведь именно талантливые студенты с высокими образовательными запросами оказываются теми уникальными единицами, способными совершить научно-технический рывок или открытие, меняющее мир. Сегодня, когда очевидной стала необходимость в согласовании процессов развития науки и высшего образования, ценность элитной группы одарённого меньшинства должна неизмеримо возрасти. Я уверена, что именно в этом — будущее высшего образования. И наш Honors College вносит свой вклад в приближение этого будущего».

Соб. инф.