Первый «потомок Гефеста»

В середине 90-х на кафедре обработки металлов давлением в Красноярской государственной академии цветных металлов и золота (ныне Институт цветных металлов и материаловедения СФУ) решено было открыть специализацию по художественной ковке. К счастью, именно в это время в краевой центр вернулся бывший выпускник вуза Сергей Анатольевич КОЛЧИН. В 1998 году состоялся первый выпуск по этой редкой в масштабах страны специальности. Мы встретились с обладателем первого диплома Андреем ПОЛИЕНКО и его преподавателем ровно через 20 лет.

— Нашёл я Сергея Анатольевича по объявлению, — вспоминает Андрей. — В 1988 году окончил радиотехнический техникум по специальности «Обработка металлов резанием», потом отслужил в армии. Когда пришёл после службы, в стране перестройка, и найти хорошую работу у меня не получалось. Вдруг вижу в газете: «Научу художественной ковке». Я себя считаю творческим человеком, и, естественно, мне стало интересно. Пришёл познакомиться, а Сергей Анатольевич говорит: надо кузницу в вузе с нуля построить. Если поможешь — обучу тебя азам художественной ковки. Шёл 1995 год, время дефицита всего. Сделали мы в кафедральной лаборатории выгородку и стали туда всякие «железки» бог знает откуда свозить.

— Наковальню мы долго искали, — добавляет С.А. Колчин. — Куда только не ездили, даже на свалки! И наконец, где-то в глухом углу возле сплавучастка, что за Базаихой, нашли. Точнее, у местных мужиков выменяли за литр водки. В общем, почти криминальная история! Около одной кузницы была выброшена масса полезных приспособлений, некоторыми я до сих пор пользуюсь, ведь кузница такая штука — там всё сгодится! Всю зиму строили с Андреем мастерскую и в марте 1995 года впервые разожгли огонь в горне. Мы — первопроходцы, за Уралом ничего подобного тогда не было.

Отработав вместе с Колчиным год в кузнице, Андрей Полиенко решил получить высшее образование. Его поддержали в этом и наставник, и заведующий кафедрой Сергей Борисович СИДЕЛЬНИКОВ. И как повезло: на базе техникума учиться пришлось не пять лет, а всего три года.

С тех пор в лаборатории художественной ковки получили профессию более 50 человек — это порядка 18 выпусков. Набор небольшой, человека три в год, зато специалист выходил штучный — инженер-кузнец-художник.

— Чем запомнились годы учёбы первому выпускнику кузнечного дела?

— Мне интересно работать с металлом, — рассказывает Андрей Полиенко. — В техникуме учили работать на станках с программным управлением — «тела вращения», токарная кухня — всё это захватывало! А в институте, получается, тоже работа с металлом, но уже в другом плане — художественная, творческая, тонкая, почти ювелирная. Запомнилась подготовка к защите диплома. Нужно было на втором этаже, при входе на кафедру, закрыть проём коваными воротами. Защитился на «отлично». Эти ворота и сейчас стоят в лаборатории прокатки.

Ну и как можно забыть те ценные советы, которые давал мне сам Левша — Сергей Анатольевич Колчин? Вспоминается один забавный, я бы сказал, трагикомичный эпизод. Всем известно, что с металлом можно работать, когда он раскаляется докрасна. Не зря говорят: куй железо, пока горячо. Однажды в кузнице вижу — лежит какая-то чёрная железяка. Я её решил передвинуть — цап рукой и выронил. Обжёгся, конечно. А Сергей Анатольевич ухмыляется: «Что, тяжёлая? Запомни раз и навсегда — прежде чем какую-нибудь железку в кузнице схватить, надо на неё плюнуть. Если зашипела — значит, нечего её руками цапать, хватай клещами!».

Мне кажется, кто в кузнице поработал — у того мечта вернуться сюда остаётся на всю жизнь. Наверное, прикипаешь… Горячий металл, как пластилин — лепи из него всё что угодно! Вот это я попытался объяснить своему маленькому сыну, а он в ответ: «Не может быть! Оно же твёрдое, железо». Решил, отвезу его как-нибудь к Колчину — покажу кузницу, пусть познакомится с технологией, посмотрит, как металл нагревается, как ему форму придают (встреча эта состоялась — см. фото)…

— Андрей, сейчас вы работаете совсем по другой специальности. Как складывалась ваша судьба после окончания вуза?

— Я получил диплом Академии цветных металлов и золота в 1998 году. Это был пик перестройки, в Красноярске массово закрывались многие предприятия, где моя квалификация была бы востребована. Оставались КрАЗ, цветмет да аффинажный завод. Но и туда устроиться по специальности не удалось. Тогда пришлось идти по спортивной линии, у меня ведь третий дан — мастерская степень по айкидо. Работал в нескольких местах, затем меня взяли (благодаря диплому о высшем образовании) преподавателем физкультуры в аграрный вуз. Реальным айкидо (югославское направление) я начал заниматься сразу после армии и отдал ему десять лет.

Затем познакомился со Светланой Богдановной ЩЕРБАКОВОЙ, владеющей классическим айкидо, и много лет тренировался под её началом. Работая в аграрном университете, параллельно обучался в Красноярском медицинском колледже им. В.М. Крутовского (многие предметы мне засчитали автоматом, опять же благодаря диплому о высшем образовании). После окончания колледжа в 2014 году устроился инструктором по лечебной физкультуре и массажу в российско-финский медицинский центр, где с удовольствием работаю по сей день.

— А кузнечное ремесло не позабыли?

— Руки всё помнят. Живу я за городом, в своём доме, на земле — крестьянином стал, хотя и родился в городе. В большом хозяйстве и теплица (жена занимается), и наковальня имеется. Недавно сломался культиватор, погнуло пластины, которые рыхлят землю. Пришлось его разобрать, нагреть и выправить. Кочергу уже не одну сам выковал — печек-то у нас много. Собираюсь горн сделать, потому что нагревать металл подручными средствами тяжеловато. Душа просит заняться художественной ковкой, но время не позволяет.

Я для себя такой вывод сделал: все знания, которые получаешь в жизни, когда-нибудь пригодятся. Часто вспоминаю слова нашего вузовского преподавателя физкультуры (имени, к сожалению, не запомнил): «Каждый человек должен получить высшее образование. Когда вы окончите вуз, у вас совершенно поменяется мировоззрение, и вы это увидите и почувствуете». Я с ним абсолютно согласен. Совсем по-другому на мир смотришь, и отношение к тебе со стороны людей тоже другое.

Слышал, что с нового учебного года в ИЦМиМ Сергей Анатольевич уже будет обучать магистров — это здорово! Нынешние выпускники по кузнечному направлению точно без работы не останутся, так что пусть учатся хорошо!

Из воспоминаний С.А. Колчина о первом выпускнике

О пользе знаний

Я знал, что Андрей серьёзно занимается айкидо и увлечён всем японским. Как-то в вуз нагрянула делегация из Страны восходящего солнца, и она должна была посетить кузницу. Мы всё приготовили, прибрались, ждём. И я у Андрея спрашиваю: «Как будет по-японски «Здравствуйте»? Он сказал и даже на бумажке мне для верности записал. И вот настал час, заходят гости в кузницу всей толпой, а я громко и отчётливо говорю им японское приветствие. И вижу, как их лица приобретают какое-то странное выражение. Но они вежливые, промолчали. Дальше мы общались через переводчика, долго и задушевно. И только под конец встречи выяснилось, что моё приветствие означало «До свидания!».

О пользе очков

Однажды мы с Андреем работали в кузнице, мне нужно было отлучиться по важным делам в город. Я руки сполоснул, а зеркала в мастерской в тот момент не оказалось. Спросил у Андрея, чистое ли у меня лицо. Тот, не отходя от горна, мельком взглянул и головой кивнул: чистое, мол. Ну, я уехал, полдня по городу хожу и вижу, что люди на меня как-то косо смотрят. Вернулся вечером домой, а жена говорит — ты откуда такой? Глянул я в зеркало: батюшки! Вся рожа в саже… Вот удружил мне близорукий Андрюха, отправил, так сказать, погулять…

О пользе традиций

Именно с первого выпускника пошла у нас на кафедре традиция: защитил диплом — готовишь шашлык в кузнице. Поэтому когда защищались кузнецы-художники, все в институте знали: скоро вкусно запахнет жареным! Ибо сказано: мясо и железо — самое мужское дело.

Подготовила Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы