Станет легче*

* В связи с актуальностью темы данная статья «по горячим следам« первоначально появилась на странице газеты ВКонтакте (vk.com/gazetasfu) 27 сентября.

Если вы утром по-прежнему не входите в автобус или ждёте его слишком долго, значит, с вами что-то не так )) На самом деле для улучшения работы городского транспорта, имеющего конечной точкой кампус СФУ, предприняты беспрецедентные меры. Судите сами…

25 сентября в СФУ состоялась рабочая встреча с представителями городского департамента транспорта. От СФУ на ней присутствовали все университетские СМИ, пресс-служба, главы обоих профсоюзов (студенческого и преподавательского), представитель учебного департамента, а также главные инициаторы и организаторы диалога за круглым столом — руководитель Центра координации программ развития и партнёрства СФУ М.Г. ВАСИЛЬЕВ и заместитель директора департамента проектной деятельности СФУ Е.А. ТУРТАПКИНА.

Обе стороны к встрече серьёзно готовились.

Студенческий профсоюз провёл анкетирование и представил аналитику: сколько студентов и преимущественно из каких районов едут на «гору»; где предпочитают пересаживаться; какие изменения в работе транспорта студенты хотели бы видеть и проч.

Паблик СФУ объявил сбор вопросов, которые студенты адресовали представителям департамента. Вопросов и требований набралось много, среди основных: «верните 68-й маршрут», «зачем удлинили 88-й», «пусть автобусы на 32-м будут снова большими» и «очень сложно уехать с правого берега на единственном 90-м».

Учебный департамент приготовил справку: как устроено расписание и в какое время студенты массово приезжают и уезжают «с горы».

И, наконец, главное: усилиями М. Васильева и Е. Туртапкиной была достигнута договорённость о возвращении 35-го маршрута. Точнее, маршрут называется 35А, и он несколько отличается от прежнего 35-го.

Но обо всём по порядку.

Обозначение проблемы

Вот какую статистику и выводы представила лидер студенческого профсоюза Оксана СУХОЧЕВА.

• Из 10 тысяч студентов, обучающихся в кампусе на пр. Свободный, 80% добираются туда общественным транспортом.

• Для 35% студентов, пользующихся транспортом и приезжающих из разных районов города, нет прямого маршрута.

• 21% студентов едут из Студгородка и Академгородка.

• 20% со стороны микрорайонов Солнечный, Северный, Зелёная роща, Взлётка.

• 18% — с правого берега.

• 14% — из Ветлужанки, Северо-Западного.

• 12% — из Железнодорожного и Центрального районов.

• Наиболее часто используемые пересадочные пункты: Курчатова, Комсомольская площадь, Стадион «Локомотив«, Агропром, Предмостная площадь.

• Основные проблемы, выявленные опросом: 41% — не могут попасть в автобус из-за его переполненности; 28% страдают от отсутствия прямого маршрута; 13% — слишком долго ждут автобус.

• Основные предложения студентов: увеличить вместимость автобусов и уменьшить интервал их движения.

Предпринимаемые шаги

Надо сказать, что представители департамента транспорта приняли статистическую информацию с благодарностью, особенно указание на массовые точки пересадок: это поможет в разгрузке пиковых ситуаций.

Как выяснилось, департамент эмпирическим путём уже пытался решить проблемы. Так, в начале учебного года перевозчики были очень удивлены неожиданным наплывом людей на остановке «Торговый центр», которые хотели уехать на 90-м. Но главное скопление — на Курчатова. «Мы были не готовы к этому, не могли даже понять, откуда со всех сторон на эту остановку идут люди. Видимо, это те студенты, которые выехали из общежитий и сняли поблизости жильё».

По словам представителя перевозчиков и советника мэра по транспорту Константина КНАПНУГЕЛЯ, на 90-й маршрут добавлено ещё 5 единиц техники, что сократило интервал до 7 минут. Далее: в утренние часы на некоторые пункты пересадок подавались пустые автобусы. Так, пустой 90-й стоял на Предмостной, а на остановку Курчатова в 8-00 и в 8-15 спускались пустые автобусы, как раз чтобы привезти людей к началу рабочего дня и первой ленты. Но вроде бы этот опыт оказался неудачным: в эти автобусы садилось от 7 до 15 человек. Думается, если бы студенты и сотрудники знали точное время появления пустых автобусов на пунктах пересадок, туда подтягивалось бы больше людей.

Сейчас, имея перечень основных пересадок, департамент будет корректировать время и схему движения. Хотя, положа руку на сердце, пока в городе идут ремонты, перекрываются участки улиц и возникают пробки — обеспечить гарантированный интервал и своевременную доставку людей крайне сложно.

Мысль, которую надо донести

По мнению М. Васильева, к СФУ должно быть особое отношение. Университет — градообразующая организация, одна из самых крупных в городе, и обеспечить связи и нужды этого живого организма — прямая задача мэрии. Так, если в СФУ должны одномоментно из разных концов города приехать 15 тысяч человек — значит, так и должно быть. 15 тысяч — это примерно 150 автобусов, которые должны приехать на остановку «Сопка» в интервале от 8 до 8.30. Для департамента транспорта это абсурд, для СФУ — необходимость. На сегодняшний момент проезд студентов обеспечивается существующей маршрутной сетью, а мы хотим, чтобы наших сотрудников и студентов подвозили, как рабочих к смене, без опозданий.

Главная победа: 35А

В вопросе «возвращения 68-го» и других маршрутов позиция департамента, похоже, принципиальна: ничего возвращать они не намерены (может, чтобы не было прецедента?), готовы только корректировать. Такой корректировкой и стало введение нового маршрута — 35А. От прежнего он отличается, во-первых, тем, что ходит (с 1 октября) в одном направлении. Маршрут: пр. Свободный — ул. Киренского — ул. Красной Армии — ул. Ладо Кецховели. Общее время маршрута 40 мин. И если утром добраться из Студенческого на гору будет всё-таки не так быстро, то вечером не придётся стоять в пробке, спускаясь вниз к Курчатова, путь через Академгородок займёт минут 10-15.

Второе отличие: интервал. На маршрут выделено 3 автобуса, ходят они через 15-20 минут. Третье: маршрут открыт только по рабочим дням, в субботу и воскресенье этого автобуса вы можете не ждать.

Как уехать домой

Одна из просьб университета к перевозчикам: организовать прямой беспересадочный маршрут до железнодорожного и автовокзалов. 5 тысяч иногородних студентов у нас живут в Студгородке и столько же на Свободном. В конце каждой недели значительная часть их отправляется домой, а в воскресенье-понедельник возвращаются обратно, часто — с сумками, продуктами. И проезд до вокзалов для них актуален.

Возможно, эту проблему можно было бы решить, если бы в определённое время имеющиеся маршруты просто делали крюк и заезжали на вокзал. Но у транспортников по этому поводу есть большие сомнения. И встречная просьба: уточнить, сколько именно студентов, в какие дни и часы и с разбивкой на железнодорожный и автовокзал нуждаются в такой доставке. На самом деле от Студенческого городка до ж/д всё время ходил троллейбус № 5, но он абсолютно не пользовался спросом.

Пока даже не анонсируется

В разработке мэрии — пересадочный билет в двух вариантах: когда пересаживаешься в течение 30 или 60 минут. Стоимость будет разная, и человек сам выбирает, какой билет ему удобнее.

Также разрабатывается месячный проездной. Он может быть на определённое число поездок со скидкой, а может быть на определённую сумму — но с безлимитным числом поездок. Однако пока сроки введения этих новшеств неизвестны.

Остаётся нерешённым вопрос скидок для проезда студентов и школьников. Например, в Москве субсидируется 2/3 стоимости проезда для этих категорий пассажиров. Но у нас ни один из предыдущих губернаторов (а это вопрос краевого, а не городского бюджета) проблему решить не сумел.

Чего не будет никогда

Вопрос прямых маршрутов даже не стали рассматривать. Две пересадки — норма для города-миллионника.

Спрямление маршрута № 88. Да, он стал идти дольше — но зато кто-то в Ветлужанке сможет на него сесть. «Кому-то мы сделали хуже, но кому-то помогли». А на всех не угодишь.

Снизить нагрузку в час пик могло бы разнесение начала занятий на разное время — этого жеста хотел бы от нас департамент транспорта. Но это невозможно ввиду регламентов высшей школы, которые требуют начала учебного дня в единое время.

Вряд ли в обозримом будущем мы увидим в Красноярске и электробусы — нигде в городах России они не прошли испытание холодами.

И, скорее всего, перевозчики не откажутся от кондукторов. Вопрос даже не в наличии стационарных терминалов, с помощью которых пассажир самостоятельно оплатит проезд. Во-первых, остаётся проблема наличного расчёта, и если рассчитывать будет водитель, это увеличит задержку автобуса и создаст угрозу безопасности движения. Но главное: бескондукторная система повсеместно приводит к 30% потерь доходов предприятий — пассажиры просто начинают ездить зайцами.

И напоследок: пассажирам общественного транспорта всё-таки «не светит« ездить комфортно и сидя. Норма перевозок, оказывается, 5 человек на 1 кв.м транспорта, в час пик она может быть увеличена до 8 человек. Кстати, у перевозчиков есть свой жаргон на эту тему: «единица» означает загруженность на уровне сидячих мест, «двойка» — есть стоячие пассажиры, «тройка» — плотно, «четвёрка» — под завязку, а «пятёрочка» — когда пассажиры не входят. В первые дни сентября по 4-5 автобусов подряд шли на гору «пятёрочками». Но и сейчас в утренние часы «пятёрочки» встречаются. Так что есть над чем работать.

В дополнение

3 октября состоялась очередная встреча представителей университета теперь уже с самим начальником департамента транспорта города Д.Е. ПЕТРОВЫМ. Сообщаем о некоторых принципиальных моментах, которые были обозначены.

1. Профсоюз студентов продолжает мониторить ключевые остановки — не только утром, но и днём (с 15.45 до 18.00). Подтверждается, что уехать с учёбы могут все, но пик нагрузки наблюдается — с 17.10 до 17.45.

2. Выяснилось, что и поздно вечером у значительного числа студентов есть необходимость выехать из кампуса. Это магистранты, которые заканчивают учёбу и в 19.30, и в 21-00. А дождаться какого-либо маршрута в это время очень проблематично. Для департамента транспорта это оказалось новостью, и университет вновь попросили представить точное расписание и планируемое число пассажиров на это время.

3. В утренние часы загруженность автобусов сохраняется на всём протяжении маршрутов, людям по полтора часа приходится ехать в стеснённых условиях — в духоте, тесноте и обиде. Очевидно, что интервал движения надо ещё сокращать.

4. На остановку Курчатова автобусы начинают подходить с меньшим интервалом, когда пассажиропоток уже снижается. А надо наоборот — чтобы с 8 до 8.20 автобусы подходили каждые 5 минут.

5. Определено точное время, когда на Курчатова будет подаваться пустой автобус, чтобы поднять людей на гору к первой ленте. Точнее, стоять на остановке и некоторое время заполняться этот автобус будет чуть раньше, а вот время его отправки — 8.05 и 8.15. И теперь уже студенты сами должны суметь подгадать к этому расписанию. Объяснение «опоздал на лекцию, потому что не вошёл в автобус» приниматься не будет.

Новая напасть

На прошлой неделе перестала быть конечной остановка «Сопка». Все маршруты продлили до Академии биатлона. И теперь на обратном направлении «в город» автобусы даже не останавливаются на привычном месте бывшего кольца — посадка совершается на пр. Свободный.

С автобусом маршрута 35А тоже произошли перемены. Первоначально его сделали кольцевым, но всё же правильнее, чтобы у водителей был пункт, где бы они могли отдыхать. Университет надеется, что для этого специального университетского маршрута будет сделано исключение, и конечная для него останется прежней. А вот вопрос, где 35А будет забирать людей, уезжая отсюда в сторону Академгородка, должен быть решён в ближайшие дни, и об этом решении вы оперативно узнаете в паблике СФУ.

Соб. инф.

Похожие материалы