Наталья КАСЬЯНОВА: «Успех — это желание плюс интерес»

Перед новой вступительной кампанией мы решили познакомить читателей с теми, кто готовит наших будущих абитуриентов к одному из главных жизненных рубежей.

В прошлом году в числе десяти школьных педагогов края, премированных ректором по итогам Всероссийского конкурса «Учитель — партнёр СФУ» за сотрудничество с университетом и подготовку лучших абитуриентов, была и преподаватель математики и информатики гимназии № 13 г. Красноярска Наталья Александровна КАСЬЯНОВА.

Прежде чем встретиться, мы созванивались с Натальей Александровной несколько раз, но безрезультатно. Времени у педагога катастрофически не хватало: «Извините, — говорила она, — сегодня точно не смогу, готовимся к Пушкинскому балу, репетируем»; «Очень сложная неделя, семь уроков, да ещё дежурный учитель». Или: «Веду ребят на конференцию, времени в обрез» и т.д. Наконец, ранним субботним утром Касьянова позвонила сама: «Через полчаса везу детей на Олимпиаду в библиотеку СФУ. Если удобно — приходите!».

Пока ребята заняты решением олимпиадных задач по информатике, беседую с учителем.

— В педагогический институт я поступала осознанно и прекрасно понимала, на что иду, — улыбается Наталья Александровна. — В нашем роду и бухгалтеры, и строители, и даже врачи были, а педагогом я одна стала. Хотя родные рассказывали, что бабушкина сестра работала учителем начальных классов. А знаете, что мне очень нравится в профессии? Учитель растёт вместе с учениками!

В тринадцатой гимназии я работаю учителем математики и информатики в старших классах с 2012 года, а до этого девять лет преподавала в школе №82. В 2011 году приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции «Формирование готовности учащихся к профессиональной деятельности в системе «школа — вуз», проводимой СФУ. Мою статью опубликовали в университетском сборнике. Позже, в 2013 году, когда я проводила в гимназии занятия по компьютерной графике, увидела работы талантливых ребят и поняла: надо срочно отправлять их на какой-нибудь конкурс. Интернет выдал в числе прочих Всероссийский конкурс по компьютерной графике (организатор — кафедра современных образовательных технологий ИППС СФУ). И что вы думаете? Мой ученик Борис КРУГЛОВ занял первое место! Спустя два года в этом же конкурсе третье место — за нашей ученицей Дарьей ГРУЗДЕВОЙ. А ведь победить было непросто: более двух тысяч работ поступило в тот год на конкурс.

С тех пор я стала внимательно следить за всем, что происходит в университете и узнала о квестах для старшеклассников в библиотеке СФУ. С руководителем параллельного класса мы набрали по команде — и мигом на игру. Ребятам задания квеста очень понравились, хоть и пришлось обежать всю библиотеку ради победы. В подарок университет презентовал школьникам фирменные футболки.

Ещё одним поводом посетить СФУ стало открытие музея занимательных наук. Мы ходили на экскурсию всем классом и потом другим ученикам и преподавателям из нашей гимназии рассказали об экспонатах музея. Сейчас с восьмыми и одиннадцатыми классами ходим на университетские лектории. Каждый год мои ребята принимают участие в олимпиаде «Бельчонок», кстати, победа в ней даёт дополнительные баллы для поступления в университет — мотивация налицо. Специально для школьников восьмых-десятых классов университет организует интенсивные выездные летние школы на базе отдыха «Салют» в Канске.

— Восемь лет назад в гимназии появились специализированные физико-математические классы при СФУ. Насколько оправдан такой формат?

«Я мечтаю стать специалистом в инженерной области. Хочу выучиться на робототехника и для людей, нуждающихся в медицинской реабилитации, создавать протезы нового поколения, превосходящие существующие аналоги» (Владимир ШЛЕПАНОВ, 10 класс, гимназия №13)

— В университет ребята приходят, чтобы позаниматься математикой, физикой и информатикой (программированием). В прошлом учебном году в партнёрстве с ООО «Инлаб» СФУ была создана творческая группа по разработке инновационной программы обучения детей инженерно-техническим дисциплинам. Мы набрали две группы гимназистов из восьмого и десятых физико-математических классов. Раз в неделю приезжали с ними в университет, где на кафедре робототехники и технической кибернетики проходили лекции и практические занятия. Нужно было видеть глаза детей! Да я и сама заинтересовалась: захотелось овладеть новой программой и научиться программировать роботов. Полученный в университете опыт наши восьмиклассники продемонстрировали потом на мастер-классе «Танцы робота» в рамках открытого городского фестиваля науки «Эйнштейн 2:0», заняли третье место и получили кубок и медаль.

Кроме того, в СФУ старшеклассники освоили программу по созданию 3D-изображений «SolidWorks» и научились печатать эти изображения на 3D-принтере. Вскоре подвернулся удобный случай — городской конкурс «Инженеры будущего», и наши ребята Амаржаргал ГАНБАТ и Павел СМОЛЯКОВ удачно воспользовались полученными знаниями — защитили свои проекты и заняли первые места!

«Кулинарный» технический опыт гимназистам тоже пришёлся по душе. Они научились работать с 3D-принтером по изготовлению блинов и на Масленицу уже угощали «инновационными» блинчиками других гимназистов. Ребятам помогали осваивать технику не только преподаватели, но и студенты пятого курса СФУ.

«В СФУ нас многому научили, например работать с приложением RoboPlus. Оно предназначено для создания индивидуальной программы для каждого продукта робототехники. Это очень помогло мне победить в конкурсе «Инженеры будущего» (Павел СМОЛЯКОВ, 9 класс, гимназия №13)

— Старшеклассники нашей гимназии с большим удовольствием посещали занятия в университете, и 18 из них приняли участие в Международной практической конференции «Проспект Свободный», — продолжает Н.А. Касьянова. — Они не только завоевали призовые места, но и очень подружились. Естественно, большинство моих учеников поступают в Сибирский федеральный университет, и многие из них — в ИКИТ. Хотелось бы выразить благодарность преподавателям СФУ Владимиру Михайловичу СОЛОВЬЮКУ, Елене Станиславовне ТОТЦКОЙ, Евгению Юрьевичу и Кириллу Юрьевичу ЗАРХИНЫМ за очень увлекательные занятия с восьмиклассниками и десятиклассниками. Наряду с освоением продвинутых технологий на практических занятиях ребят учат работать, например, с паяльником.

— Наталья Александровна, учебная программа гимназии углублённая, сложная, но каким-то чудом у вас остаётся время и на внеурочные мероприятия… Вместе с детьми вы репетировали танцы для Пушкинского бала…

— Второй год у нас в школе проходит такое погружение в историю под чутким руководством преподавателя бальных танцев. Полгода участники бала разучивали движения, потом были отобраны пять лучших пар от каждого десятого класса и пары от учителей. Гостями бала могли быть все желающие, в первую очередь — преподаватели и классные руководители гимназии. В этом году девятые классы организовывали различные станции на этом балу. Допустим, наш класс рассказывал о правилах дуэли. Все юноши пришли во фраках, а девушки в бальных платьях. Другой класс имитировал литературную станцию, гимназисты читали стихи Пушкина. Пока гости собирались на бал, они заходили на разные станции и узнавали много интересного.

— Мне рассказали, что в паре с учителем математики вы заняли первое место в танцевальном конкурсе на этом празднике.

— Выходит, не зря я занималась танцами, когда училась на первом курсе пединститута. Вообще-то я люблю и танцы, и спортивный образ жизни. Раньше мы с ребятами постоянно зимой ходили на каток, а в этом году у меня ОГЭ в трёх девятых классах, плюс одиннадцатые классы готовлю сейчас к ЕГЭ по информатике.

— Остаётся время на семью, на хобби?

— Свободное время стараюсь проводить со своими детьми, они тоже учатся в гимназии №13. Дочь больше гуманитарий, хочет стать историком, а сын предпочитает точные науки.
А что касается хобби, то я пою в вокальном ансамбле учителей нашей гимназии, и в 2018 году мы заняли второе место на городском конкурсе «Битва хоров». Вот и ребятам я всегда говорю: чтобы победить, главное — хотеть этого!

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы