«Студент» в 12 лет и младше

Вове 10 лет, учится в четвёртом классе, и сейчас он сама сосредоточенность. Перед ним ящик с конструктором LEGO Education, а в руках — модель ветряной мельницы, которую собрал сам на прошлом занятии, сейчас нужно доработать. «Мельница автоматически опускает груз, и при этом подключаются лопасти», — объясняет Вова. Признаётся: собирать было не очень сложно, не то что маятниковые часы. Вот ими он по-настоящему гордится.

И мельницу, и маятниковые часы Вова собрал на занятиях по легоконструированию в Детском научном клубе СФУ. О том, как и для кого работает научный клуб, кто в нём преподаёт и чему учит, мы беседуем с его куратором магистранткой СФУ Полиной ТУРУКАЛОВОЙ.

«Занятия в Детском научном клубе СФУ проводятся для детей от 6 до 12 лет, — рассказывает Полина. — Отмечу, что такого формата больше нет ни у кого в городе. Соединяя теорию с практикой, мы подаём материал в адаптированной для такого возраста форме. На занятиях по физике и химии проводим опыты и наблюдаем за качественными реакциями, на легоконструировании учим собирать механизмы. А на программировании, например, дети вместе с нашим преподавателем изучали визуальную объектно-ориентированную среду Scratch и создавали собственные игры».

Ребёнок может выбрать естественно-научное или инженерно-технологическое направление. Первое направление включает занятия по химии, физике и географии, а второе — программирование, легоконструирование и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Занятия по каждому предмету идут модулями — два раза в неделю по полтора часа. Максимальное количество человек в группе 15, это даёт возможность работать индивидуально с каждым ребёнком.

«Мы помогаем ребятам сформировать интерес к фундаментальным наукам, эти предметы в школе они ещё не проходили. Например, физика начинается с 7 класса, а что делать тем, кому уже сейчас интересно? — говорит Полина. — Та же ситуация с химией. Далеко не каждый в школе любит этот предмет. А мы показываем юным студентам, что химия — увлекательнейшая наука, очень наглядная и, если можно так выразиться, красивая. Таким образом, к школьной программе они уже подготовлены».

Преподают в Детском научном клубе СФУ в основном студенты. Доказано: ребёнку легче найти контакт с более близким по возрасту педагогом. Тем более, студенты ведут свои профильные направления, сами увлечены ими и хорошо разбираются в материале.

«Химию у нас на протяжении двух лет успешно преподаёт магистрант СФУ, физику — студентка второго курса. Но есть и опытные учителя. Например, ТРИЗ ведёт доцент кафедры транспортно-технологических машин ПИ СФУ Владимир Анатольевич ДМИТРИЕВ, великолепный педагог, профессионал своего дела. В январе мы проводили для детей пробное занятие, и они были просто в восторге», — отмечает куратор Детского научного клуба СФУ.

Елизавета ДЬЯКОВА, студентка 2 курса ИИФиРЭ, в Детском научном клубе СФУ преподаёт физику: «Мне легко работать с детьми, они удивляют своими вопросами. Почему снег падает? Почему горячая вода замерзает быстрее, чем холодная? Хочу отметить, что дети 6-7 лет отлично справляются с заданиями, потому что очень любознательные. Каждый урок стараюсь освещать определённую тему и готова к неожиданным вопросам моих «студентов». Теперь лучше понимаю своих преподавателей в университете и сама в перспективе рассматриваю вариант стать учителем».

Никита ЛЕВДАНСКИЙ, студент 3 курса ИКИТ, преподаёт легоконструирование: «Сегодня будем собирать инерционную машинку. Дети должны применить принципы, которые мы изучали ранее. Например, зубчатая передача и прочее. Я преподаю этот модуль второй раз и уже знаком с особенностями моей возрастной группы: подхожу, подсказываю, учимся разбираться в основах. Завершением этого модуля станет освоение навыка собирать сложные модели по инструкции, а для ребят постарше — придумывать собственные решения и уметь их реализовывать с ограниченным набором деталей».

Отзывы родителей тоже являются стимулом к развитию, отмечает Полина. «Недавно к нам обратилась мама одного из наших «студентов»: в школе задали подготовить проект, соответственно, сделать презентацию и выступить. А как это сделать — не учат. Поэтому с апреля мы запускаем новое направление «Проектная деятельность». В перспективе рассматривается набор на модули по зоологии и зарубежной истории — эти направления также оказались востребованы среди начинающих исследователей».

Присоединиться к занятиям в клубе можно в любое время. Записаться просто: написать в группу ВКонтакте (Научное пространство для школьников RAZOOM) либо позвонить по телефонам 214-64-66 (8-923-354-64-66). Обучение платное. Занятия проводятся в Физико-математической школе СФУ (Борисова, 5).

Соб. инф.