Лайфхаки от бывалых

Мы попросили студентов последних курсов и выпускников СФУ поделиться личными советами и лайфхаками — по поводу учёбы, отношений с одногруппниками, еды в университете и многом другом. Оказалось, что каждому есть что сказать!

Юлия КОНАНОВА, выпускница ТЭИ: «Самый главный совет — не надо никогда дерзить преподавателю! Найдя нужный к нему подход, сможешь приобрести друга, который поможет тебе в дальнейшем.

Диплом писать начинайте как можно раньше, к примеру, на зимних каникулах, а не за месяц до защиты. Сэкономите неплохо время и нервы.

Когда ищете ответы на вопросы к экзаменам или госам, можно распределять их между одногруппниками, но всегда лучше потом проверять достоверность данных и в целом — соответствует ли ответ вопросу, а то можно опозориться на экзамене и получить «два». Вообще, никогда не стоит ни на кого полностью полагаться, кроме себя! Люди могут подвести в любой момент, даже если они твои друзья (к сожалению, это горький опыт)».

Евгений ЛЕЙНАРТАС, ИМиФИ, 2 курс магистратуры: «Если вы учитесь на «горе», и вам дорого ваше время и нервы — не посещайте столовую в 5-м корпусе! Очереди из десятков людей, отсутствие свободных мест и затраченный на всё это «большой» перерыв! Вместо этого можно носить еду с собой, если вы сторонник сбалансированного питания, или же потратить перерыв на поход за шаурмой у «Давидо».

Самый лучший способ наладить отношения с одногруппниками — совместное участие в каком-то глобальном институтском/университетском мероприятии, например в «Прошу слова». Это очень сближает людей, проверено.

А единственный лайфхак по учёбе, который я знаю, — не прогуливайте без веской причины, и всё будет хорошо».

Ольга ВЕРЕЩАГИНА, ИППС, 2 курс магистратуры: «Мой лайфхак: ходить с ребёнком на зачёты и на консультации к научному руководителю. Сразу все милые и добрые))».

Екатерина СЕМЁНОВА, выпускница ПИ: «В жизни студента рано или поздно появляется он — диплом. Страшное слово, если не знаешь, как к нему подойти. Лови полезные советы, которые помогли мне.

Выбрать научного руководителя и записаться к нему. Я выбирала самого толкового и интересного преподавателя на своей кафедре. Имей в виду, что твои одногруппники тоже могу захотеть писать у него диплом, так что подбегай первым.

Определись, какой диплом ты будешь писать: типовой или исследовательский. Типовой скучен для саморазвития, но быстр в написании, для него понадобится минимальная помощь со стороны преподавателя. Исследовательский даёт возможность творчества, свободы мысли и обширен в потоке информации. Учти: многим преподавателям не интересен типовой диплом...

Выбор темы: из предложенного перечня выбери ту, по которой можно найти больше всего литературы.

При работе над дипломом бери информацию из статей, диссертаций. Не пренебрегай зарубежными журналами (онлайн-переводчик работает отлично). Также некоторые закрытые платные диссертации ты можешь бесплатно прочесть в краевой научной библиотеке.

Не откладывай написание диплома на потом. «Каждый день нужно по гвоздю да забивать». Удачи!».

Елизавета ДАЦЫШЕНА, выпускница ГИ: «Четыре года в университете позволили мне кардинально изменить взгляды на жизнь, стать более общительной и заметить прекрасное в обыденном.

Наверное, самый главный лайфхак — применять свои знания. Например, 4 года изучения философии дали свои плоды — на любую ситуацию всегда можно посмотреть под другим углом, найти преимущества в печальном или решить проблему.

Второй самый банальный — брать от жизни всё. Университет и институт дают такие безграничные возможности, что можно растеряться. Важно не бояться узнать больше о той сфере, которая симпатична, и попробовать свои силы.

Третье — ходить на все пары. Это дисциплинирует и облегчает подготовку к сессии. Тогда перед экзаменами ты потратишь меньше времени, чтобы разобраться, чем отличается классицизм от академизма, например.

Во время подготовки к сессии очень важно составить расписание своего личного времени, а в период экзаменов сконцентрироваться только на них, исключив на неделю-две развлечения. Все те фильмы и книги, которые так хочется узнать именно сейчас, лучше записать в отдельный список и уделить им время в другой момент жизни — нервная система скажет «спасибо» в вечер перед экзаменом.

Если слишком страшно заходить на экзамен, лучше дождаться, когда выйдут 1-2 одногруппника, и узнать у них о процедуре, чтобы быть спокойнее.

Чтобы не стоять в очереди в буфет на большом перерыве, можно попросить друга с другого направления взять что-то заранее.

Хорошо посещать все школы, которые предлагают студенческие организации. В этом плане мне сильно помогли школы от ППОС: «Азы Медиа Искусств», выездные, для профоргов. Кроме базовых знаний по профессиональной деятельности там дополнительно велись специальные занятия по soft skills. Лекция от Михаила МАСЛОВА о целеполагании повлияла на всю мою дальнейшую жизнь. А университет вообще приглашает уникальных специалистов, тренинги которых стоят несколько тысяч.

И последнее, что я слишком поздно осознала, — желательно с младших курсов работать над одной научной темой, это позволит собрать диплом из всех ранее написанных курсовых работ и статей».

Елизавета ГРИБКОВА, ИМиФИ, 4 курс бакалавриата: «Первая неделя учёбы очень важна, необходимо посетить все предметы и понять, на какие лекции/практики стоит ходить всегда и не пропускать ни одной, на каких можно появляться изредка и потом всё оптом сдавать, а на какие лучше вообще прийти под конец семестра. Прислушиваться к советам старшекурсников тоже стоит, они как люди, прошедшие через огонь, воду и характер разных преподавателей, могут насоветовать полезного (а иногда и поделиться лабами/лекциями).

Во время сессии, когда нервы на пределе, очень помогает друг/подруга, который в нужный момент скажет: «Я ещё не садился учить». Сразу легчает и становится веселее. А вообще, стоит беречь свои нервы, не лишать себя сна, не отказываться от развлечений. Потому что учёба закончится, а остаться с испорченным здоровьем и упущенными моментами веселья — не самая лучшая идея».

Светлана ЧЕРЕМНЫХ, выпускница ИФиЯК: «1) Учёба. Сейчас я очень жалею, что так поверхностно отнеслась к этому. Если можно было бы всё вернуть, я нынешняя присутствовала бы на гораздо большем количестве лекций. Жаль, что не распределяла нагрузку в течение семестра, когда была такая возможность, чтобы не сдавать 8 зачётов и 5 экзаменов в один месяц. Что-то иногда можно было сдать рефератами, участием в конференции, в общем, можно было свой учебный опыт организовать гораздо богаче и по-своему легче.

2) Отношения. Важно быть общительным и контактным. У меня был случай, когда я только к концу первого курса познакомилась с одногруппником, который жил, оказывается, со мной в одном доме! Потом мы вместе ходили на лекции, помогали друг другу перед экзаменами, эта дружба длится до сих пор. Если бы я была поактивнее в плане общения, то могла бы раньше познакомиться ближе с другими студентами и иметь радость и богатство дружбы. Здорово помогает сблизиться внеучебный досуг: с кем-то я ходила в театр, на концерты или просто гуляла. Здорово, когда эти возможности использованы, не надо стесняться быть инициатором.

3) Отдельно скажу про общение с преподавателями. Все они, конечно, очень разные люди, но с некоторыми наверняка удастся сблизиться и получить классный культурный опыт. У нас на факультете был такой умудрённый годами человек, мы ходили к нему домой, пили кофе, смотрели кино, слушали джаз, рассуждали и общались. Такая дружественность начинается отчасти с культуры учащегося. Важно не забывать банальные базовые правила: просто быть вежливым, опрятным, помнящим о субординации — это я уже чётко практиковала на старших курсах.

4) Работа. Я не вижу ничего зазорного в том, чтобы работать параллельно с учёбой, но почему-то сами вузы не слишком приветствуют это: неудобное расписание, сложности в оформлении практики и пр. Но всегда надо помнить, что ты можешь быть никому не нужен даже с красной корочкой диплома, лучше искать работу заранее. На старших курсах я отослала резюме в 200 с лишним контор моего профиля из ДубльГИСа. К моему удивлению, мне ответили в том числе те, кто ещё не вывесил вакансию на сайте или даже не собирался, но их заинтересовало моё резюме. Потом я сотрудничала с несколькими такими «случайно» найденными работодателями.

5) Про профессиональный рост. Когда-то я шерстила весь Интернет на предмет устройства собственного журнала. Следила за всеми известными тогда блогерами, читала книги об этом, смотрела лекции и интервью с передовыми сотрудниками. Потом к этому добавился опыт работы. Однажды пришла на собеседование в журнал смежной с моей тематики. На собеседовании я просто взяла журнал и рассказала, как его можно улучшить, в том числе в плане продаж и доходности. В общем, искала вакансию рядового журналиста, а предложили мне там сразу стать редактором. Важно быть активным и обучаемым, понимать, что знания устаревают и всегда надо их обновлять, не полагаясь только на опыт».

Дмитрий ДОКУЧАЕВ, ИМиФИ, 2 курс магистратуры: «Дам только один совет и очень простой: не учиться слишком много, даже если выбранная тема интересна. Увы, но информация бывает не только полезной, но и ядовитой. Её переизбыток способен отравлять человека и отбить всякое желание развиваться в выбранном направлении. Поэтому нужно иметь навык просто вдохнуть свежего воздуха.

А ещё: не обклеивайте шпоры скотчем — бесполезная трата времени. Тут действует правило «Не качеством, а количеством»))».

Ольга КОТЮРГИНА, выпускница ИИФиРЭ: «Как встать на учёбу рано? Ответ: не ложиться)) Если преподаватель настаивает на занятии в 8 утра, значит, оно реально важное.

Готовиться к экзамену нужно за 4 дня до него; больше — успеешь забыть, меньше — не успеешь подготовиться. Нужно писать шпоры: будешь писать — запомнишь материал, а забудешь — посмотришь).

А вообще, стоит руководствоваться правилом 20/80: не стоит тратить на учёбу все 100%.

Вот прямо обязательно на первых курсах посмотрите образовательные курсы на Youtube, чтобы понять, точно ли вы этим хотите заниматься, и если что — перейти на другой профиль. Решили продолжать — обязательно найдите работу по специальности даже на добровольных началах или стажировку в смежной области. Когда выпуститесь, у вас будет конкурентное преимущество.

Есть возможность получать допобразование типа английского? Получайте! Ну и обязательно смотрите видосы по вашей теме, чтобы понять, на что надо делать упор. Дружите с одногруппниками, налаживайте всевозможные контакты: люди — главный ресурс сегодня, кто знает, может, вы сейчас говорите с будущим главой Ростеха).

В общем, не тратьте время бездарно, инвестируйте этот ресурс в развитие. Читайте в свободное время (если оно будет) книжки по психологии — и будет вам счастье!)».

Татьяна КРАМОРОВА, выпускница ИППС: «Я диплом пишу уже третий раз. Один раз свой на бакалавриате, другой раз — помогала человечку, ну а третий — сейчас, в магистратуре. Каждый раз — как первый! Пока лампочка в твоей голове не загорится, текст не появится. И вообще текст появляется только тогда, когда ты точно ответишь себе на вопрос «для чего я всё это делаю?». Иногда можно просидеть весь день и не написать ни строчки, а иногда за час появляется целый параграф. Совет лично от меня: не переживайте, что сегодня вы написали совсем немного (или вообще ничего), диплом всё равно будет готов в срок, когда вы сядете за него с целью, энтузиазмом и азартом!!!».

Евгения ПЛЕТНЁВА, выпускница ГИ: «Самое главное — это не упускать возможности, которые предоставляет СФУ. Учёба, творчество, наука, спорт, общественная деятельность — не зацикливайтесь на одном направлении, пробуйте себя везде. Заводите новые знакомства и ищите направление, в котором захочется развиваться.

Учёба всегда должна быть в приоритете, но не стоит забывать о том, что кроме неё есть масса увлекательных и полезных занятий, которые порой могут принести вам гораздо больше опыта и эмоций. Студенчество — это время, когда можно и нужно совершать ошибки, через 4 года вы выпуститесь совершенно другим человеком, с багажом опыта и знаний, и это здорово. Тройка или пересдача — не конец света. Вы всё обязательно сдадите, не тратьте на это лишние нервы».

Мухаммадидрис Рахимов, ИНиГ, 4 курс: «Все мы приходим в универ обычными стеснительными детьми, которые до этого жили, держа родителей за руку, а уходим уже совсем другими. Для меня лучшим лайфхаком университетской жизни является активистская деятельность. Если ты сполна отдаёшься активу, то для тебя серые учебные дни превращаются в настоящую палитру, где ты — кисть, а твой мозг — настоящий художник. Каждый твой день проходит максимально продуктивно и интересно. Ты заходишь в двери института как человек, которого все знают, в том числе преподаватели. И тогда информация, как находить новых друзей, иметь авторитет в директорате и найти лучшую шаурму на госе, приходит к тебе автоматически. Ну и уходим мы из СФУ с гордо поднятой головой, имея за спиной невероятный уровень образования, достижения в общественной сфере, конечно же, верную банду друзей, которые будут с тобой до конца жизни».

Советы собрала Анна ГЛУШКОВА