Психолог в практике

Настоящий прорыв в организации студенческих практик произошёл в прошедшем семестре у психологов. Возможно, это связано с появлением на кафедре психологии развития и консультирования преподавателя, который предложил проект «Психолог в практике».


Справка: Александр Сергеевич НОВОБРАНЦЕВ в своё время закончил психолого-педагогический факультет КГУ. Обучался в аспирантуре в Москве, в Российской академии образования. В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию по экологическому образованию. Является представителем Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО (г. Москва). Эксперт Общественного совета при Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Так вот, проект «Психолог в практике». Во-первых, студентам был предложен широкий выбор организаций, позволяющих практиковаться в будущей профессии. В итоге более 40 студентов-психологов пришли в 15 организаций Красноярска — общественных, образовательных, спортивных. Во-вторых, в ходе прохождения практики каждый студент сопровождался двумя опытными руководителями (от СФУ и от учреждения-базы практики) для более успешного выполнения своих исследовательских проектов. При этом работа была организована так, что перед «выходом в поле» будущие психологи защищали свои проекты перед одногруппниками. А третье уже в качестве бонуса — практика помогла нескольким студентам найти постоянное место работы, неожиданно оказавшись эффективной моделью трудоустройства молодых специалистов.

Право на ошибку

Почему к такому традиционному этапу учебного процесса, как практика, применили слово «проект»? Потому что в данном случае организация практики включала идеи проектного подхода, предполагающего творчество, индивидуальность, интерес самих студентов.

«Базовая же идея была такая: психолог нужен везде, где есть люди, — поясняет свою мысль А. Новобранцев. — Ведь это специалист, который работает со скрытыми, неочевидными качествами человека — с его мотивацией, проблемами, задачами, целями, ценностями. Поэтому список организаций получился обширным: я попытался организовать практики с учётом потребностей как самих студентов, так и различных учреждений. Хотелось, чтобы практика была для студентов «моментом профессиональной истины», чтобы они почувствовали вкус реальной живой работы современного психолога, при этом чтобы практиканты «наошибались», пока у них есть это право». А ошибки, в свою очередь, нужны для зрелости, ведь этим специалистам после вуза предстоит работать с тонкой материей — загадочным и удивительным внутренним миром человека.

Черновики и варианты

В разработанной модели прохождения практики учитываются не только потребности различных учреждений и индивидуальные запросы студентов, но и возможность сменить место практики, если студент понимает, что это «не его». И такое случилось у нескольких практикантов. Это ещё одно право студента, право на выбор.

«И это тоже нормально, — говорит руководитель практики. — Например, так было со студенткой, которая исполняла обязанности психолога в проекте «Убежище» общественной организации «Верба» — для женщин, переживших домашнее насилие. Это очень непростой опыт. Девушка честно призналась себе, что не готова к нему, и поменяла место практики, стала изучать в одной из красноярских воинских частей мотивацию военнослужащих, их отношение к Уставу и принятие солдатами норм службы. Так что практика — это ещё и оценка себя, рефлексия своих возможностей и осознание собственных человеческих качеств».

По штату не положено

Одно из достижений проекта «Психолог в практике»: студенты смогли поработать даже в организациях, где потребность в психологе была не такой очевидной. Пример — Красноярский клуб скандинавской ходьбы, находящийся на о. Татышев, здесь будущие психологи разрабатывали тему конструктивного проживания людьми пожилого возраста. Для этого составили опросник и провели исследования в трёх группах пенсионеров: тех, кто активно занимается скандинавской ходьбой; тех, кто проводит свободное время на лавочках во дворах; и тех, кто находится в домах престарелых.

«Психология пожилого человека — область, которая, к сожалению, недостаточно исследуется и развивается. При этом здесь есть много интересного и важного, — поясняет Александр Новобранцев. — В процессе общения с руководителем Красноярского клуба скандинавской ходьбы мы выяснили, что их специалисты смотрят в основном на динамику физических параметров здоровья участников клуба: дыхание, пульс, давление… Мы со студентами-практикантами предложили исследовать их социальное и эмоциональное здоровье, и эта тема оказалась очень познавательной и полезной для обеих сторон — и для клуба, и для студентов».

Погружение

Важная часть проекта «Психолог в практике» — установочная сессия, которая является стартовым событием. На встречи с будущими практикантами приглашаются представители организаций баз практик, ведётся просмотр и обсуждение мотивирующих роликов о различных направлениях и областях работы современного психолога (спортивная психология, иппотерапия, зависимое поведение, экологическая психология, сопровождение людей с ОВЗ, арт-терапия, медицинская психология и другие).

Благодаря такому погружению в мир практической психологии у студентов происходил осознанный выбор места и направления практики. Например, в Академии зимних видов спорта ребята исследовали психологическое состояние спортсменов, а в Красноярском центре иппотерапии — эмоции детей до и после занятий.

«Как определить эмоции? Мы использовали тест Люшера, но немного изменили его с учётом того, что тестировать нужно четырёхлетнего ребёнка с особенностями здоровья. Исходя из выбора цветов ребёнком делали выводы об эмоциональном состоянии», — поясняет Александр Новобранцев.

Ещё одна студентка — второкурсница Елизавета СТРУЗДЮМОВА — проходила практику в Лаборатории судебной экспертизы, где научилась по почерку распознавать гендерные особенности написавшего. А главное — исследовала психологическое состояние людей по почерку, в частности, состояние тревожности школьников 9 и 11 классов, сдававших ЕГЭ и ОГЭ. Важно было потом предложить рекомендации для родителей, учителей, классного руководителя и самого ребёнка.

Сложить пазл профессии

Александр Новобранцев советует студентам учёбу в вузе выстроить как систему. И практика здесь должна стать вкладом в профессиональную копилку; на её основе можно написать курсовую или дипломную работу (как идеальный вариант). Человек, который прошёл практику, более критично осмысливает знания, которые ему дают, он представляет, как соотносятся теория и практика в реальной жизни. Это как лесенка на пути движения к цели: по ней нельзя подниматься формально и без интереса.

Индикатор правильности такого подхода к проведению практик — очевидный профессиональный рост студентов и благодарность организаций за их работу. «Классно, что ваши ребята у нас были, они помогли решить проблему», — это, наверное, лучшая похвала. А ещё по итогам практики студенты пишут отчёты, с аналитикой, выводами и рекомендациями — совсем как настоящие профессионалы.

«Надеюсь, мы нашли «золотую середину» в подготовке специалистов. Так что, думаю, продолжим организовывать практику в рамках данного проекта, — подытоживает Александр Новобранцев. — В планах — партнёрство с природоохранными организациями, где можно изучать психологию и поведение посетителей, а также влияние природы на состояние человека».

И про бонус, упомянутый в начале: как минимум двое студентов за время практики получили не только ценный опыт, но и предложение о работе — Екатерина ПЧЕЛИНЦЕВА теперь будет профессионально заниматься профориентацией старшеклассников,
а Ярослав ДУДКИН стал сотрудником Красноярского краевого института повышения квалификации работников физической культуры и спорта.

Слово студентам

Екатерина Пчелинцева, ИППС:

— Эта практика не была для меня первой. После первого курса я проходила практику в детском саду Железногорска, но она была направлена больше на наблюдение. Практика после второго курса оказалась более проектной, Александр Сергеевич предложил не один-два варианта, а целый список организаций, куда можно было пойти. Я выбрала две — Центр занятости населения и Центр профориентации и планирования карьеры.

Меня давно интересовала тематика профориентации, на которую у меня сложился свой взгляд. Ещё во время учёбы в школе в посёлке Северо-Енисейский у нас проходили профориентационные мероприятия, исходя из которых я разработала собственный проект о связи личностного и профориентационного самоопределения. До практики у меня был уже составлен план тренингов по этой теме, а во время практики я пошагово прорабатывала их и проводила. Например, от Центра занятости я проводила тренинги для десятиклассников школы № 45 о визуализации будущей жизни, о возможностях и способностях, о том, как профессии могут влиять на глобальные проблемы. Для студентов строительного колледжа — о том, что может предложить их профессия и как это совпадает с их реальными желаниями. В Центре профориентации и планирования карьеры у Александра Борисовича МЕРКУЛОВА я проводила тренинги для школьников 7-8 классов, задача была — создать мотивацию для дальнейшего профессионального планирования. После практики Александр Борисович предложил продолжить сотрудничество, и я согласилась. Под руководством наставника теперь буду проводить профориентационные тесты и консультации для школьников, тренинги и игры. Активная работа начнётся уже с сентября.

Считаю, что во многом мне повезло: и с темой, которая мне была интересна и по кото-рой были наработки, и с руководителем практики, который буквально за ручку привёл каждого в выбранную организацию, беседовал с нами, поддерживал всё время прохождения практики. Повезло и с моим наставником практики от организации. Но, пожалуй, для практики ключевое значение имеет знание того, чего ты хочешь от профессии. Если у тебя нет темы, в которую интересно погрузиться, возможно, будет сложно сориентироваться с местом прохождения практики.

Ярослав Дудкин, ИППС, 1 курс магистратуры:

— Я проходил практику в Академии зимних видов спорта. Рад, что спортивная психология развивается в нашем городе, ведь поддержка психолога необходима не только спортсменам высокого профессионального уровня, но и, например, на юношеских соревнованиях. В частности, во время практики я проводил интервьюирование бобслеистов и скелетонистов, и у многих из них есть предстартовый мандраж. Также я изучал отношение ребят к спорту, команде, условиям тренировок. Студентам-психологам при выборе места для прохождения практики посоветую в первую очередь учитывать свои интересы, а не гнаться за популярными темами.

Анна ГЛУШКОВА

Похожие материалы