Дизайн-код для Политеха


В Политехническом институте СФУ — новый руководитель. И человек это не пришлый. Доктор технических наук, доцент Михаил Викторович ПЕРВУХИН в 1997 году закончил обучение на кафедре электроснабжения промышленных предприятий под руководством д.т.н., профессора Василия Ивановича ПАНТЕЛЕЕВА и сейчас сменил коллегу и учителя на посту — исполняет обязанности директора института.

Отношения с вузом М.В. Первухин не прерывал. Сразу после окончания института поступил в аспирантуру, а в 2000 году защитил кандидатскую диссертацию под руководством доктора технических наук, профессора Виктора Николаевича ТИМОФЕЕВА и работал ассистентом на кафедре. «Карьера стандартная, — шутит Михаил Викторович, — ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор». Получается, в альма-матер он уже без малого 20 лет. Многих сотрудников института знает в лицо и по имени-отчеству. В курсе интересов студентов.

Михаил Викторович на Борисовских чтениях-2019 рядом с выпускником Политеха мэром Красноярска С. Ерёминым

Михаил Викторович на Борисовских чтениях-2019 рядом с выпускником Политеха мэром Красноярска С. Ерёминым

— В университете я успел поработать и как преподаватель на кафедре, и на административных должностях. Был заместителем декана и деканом, а потом поступил в докторантуру и в 2013 году защитил докторскую диссертацию в Новосибирском государственном техническом университете.

— Вы из Красноярска?

— Родился в Архангельске. Отец у меня военный. Пока я учился, переезжали с места на место и мне пришлось поменять семь школ. Долгое время учился на Украине (наша семья жила там восемь лет). Потом отца перевели в Забайкалье, в Бурятии я заканчивал школу. Такая перемена мест хорошо развивает навыки коммуникации. Когда пришла пора выбирать вуз, из Бурятии перебрался в Красноярск — это родной город моей мамы, она педагог по профессии.

— Почему ваш выбор пал на Политехнический?

— Не могу сказать, что профессию выбирал по призванию. Просто специальность показалась мне интересной и перспективной. Когда был студентом, не думал об аспирантуре, поступил туда, можно сказать, случайно. Заканчивал я университет в 1997 году, когда ситуация в стране была не простой, в том числе и с экономической точки зрения. Предстояло как-то зарабатывать на жизнь, а зарплату в то время платили с задержками или не платили совсем. Самыми распространёнными на тот момент были бартерные схемы, когда работнику зарплата выплачивалась продукцией предприятия. К счастью, мне предложили остаться на кафедре Виктора Николаевича Тимофеева. Её сотрудники уже тогда выполняли крупные хоздоговорные работы и стали меня привлекать к проектам, поддерживая морально и материально. Наверное, только благодаря этой поддержке я и смог состояться в университете. Я знаю много талантливых ребят, которым не так повезло с кафедрой, как мне, и они вынуждены были покинуть университет. Сейчас ситуация в нашем вузе благоприятная. Для молодёжи, аспирантов гораздо больше программ поддержки и широкий фронт работы.

— Как ощущаете себя в роли директора?

— Это когда из студентов переходишь в аспиранты, есть небольшой психологический барьер, потому что ты уже по другую сторону баррикад и приходится с преподавателями, которые тебя учили, деловые отношения выстраивать как с коллегами. Теперь же проблем нет. Да и предыдущий опыт руководящей работы в департаменте науки пригодился. Я изнутри понял, как функционирует большая управленческая машина, познакомился со многими интересными людьми, которые очень полезны и в нынешней моей работе. Понимаю, как осуществляется документооборот, планирование и т.д. Мне легко выстраивать взаимоотношения с руководством университета, с его структурами.

Но есть вопросы, которых я никогда не касался, а теперь приходится вникать: особенности управления образовательным процессом, разработка и оценка эффективности образовательных программ, переход на новые образовательные и профессиональные стандарты, как они взаимосвязаны и как влияют на подготовку бакалавров и магистров, какие требования предъявляются к выпускникам со стороны работодателя и т.д.

— Чувствуете поддержку преподавателей, студентов?

— Конечно! Считаю, что при управлении таким большим институтом надо ставку делать на молодёжь, на их энергию, креативность. И в то же время учитывать опыт своих предшественников, прошедших большую школу жизни. Наши профессора — свидетели многих структурных преобразований, реформ и изменений в системе высшего образования.

Правильное сочетание креативности и новизны мышления молодёжи и опыта старшего поколения позволит найти правильное направление развития института.

Кстати, у нас очень сильный студенческий актив. Недавно побывал на шоу-конкурсе «Прошу слова» Политехнического института и даже не ожидал, что получу такое удовольствие. Вопрос: как ребята успевают ещё и учиться? У нас очень сильные студенческие творческие коллективы, есть собственная театральная студия, волонтёрское движение, набирают силы спортивное и научно-техническое направления. К слову, не где-нибудь, а именно в стенах нашего института родился успешный проект — студенческое радио «PIFM». Теперь оно вышло на общеуниверситетский уровень.

Что меня беспокоит? Сегодня вуз для большинства студентов — всё же преимущественно стрессовая среда: постоянные дедлайны, контроль, зачёты, экзамены и т.д. Хотелось бы снизить градус «агрессии». Преподаватель должен быть наставником, увлекать, вести за собой, в интересной форме преподносить материал. Когда я встречался со студентами, они ясно дали понять, что хотят бОльшего контакта с заведующими кафедрами и с преподавателями. Причём это касается и учёбы, и внеучебных мероприятий.

— Если говорить об образовательной деятельности в институте, какие перспективные направления хотели бы отметить в первую очередь?

— Политехнический институт — участник экспериментов в плане реализации передовых образовательных технологий. Например, на кафедрах машиностроения и тепловых электрических станций успешно действует программа проектного обучения CDIO (Conceive-Design-Implement-Operate / Придумывай-Разрабатывай-Внедряй-Управляй — основной принцип инновационной образовательной среды для подготовки нового поколения инженеров). И я уверен, что наработанный опыт будет потом распространён и в институте, и во всём СФУ. Суть в том, что под решение конкретной прикладной задачи собирается команда ребят, каждый из которых выполняет свою определённую роль в реализации проекта. Причём задача эта, как правило, имеет мультидисциплинарный характер. Там и механика, и электротехника, и материаловедение, и прочие области знаний задействованы. Студенты учатся работать в команде и видят, каким образом могут сочетаться различные направления, учатся выстраивать горизонтальные связи, необходимые для реализации проектов на практике.

— Что вас как директора института радует, а что тревожит?

— У нас построен замечательный корпус «г». В эксплуатацию подрядчики его сдадут, скорее всего, в декабре этого года. Очень ждём. Потому что ситуация в плане материально-технического обеспечения сейчас сложная, и введение в строй нового корпуса поможет решить часть накопившихся проблем. Здание возводилось по современным стандартам — много открытых светлых пространств, комплекс оснащён необходимым для реализации образовательного процесса оборудованием и современными лабораториями. Особенно это радует на фоне роста интереса абитуриентов к инженерному образованию.

Беспокоит меня кадровый вопрос. К сожалению, несмотря на все усилия, университету сложно составить достойную конкуренцию предприятиям, чтобы материально заинтересовать и удержать молодёжь. Часто талантливые ребята, закончив аспирантуру, уходят работать в отрасль, иногда оставаясь в университете в статусе совместителя на незначительной доле ставки. Если не решать проблемы поддержки молодых кадров — ассистентов, старших преподавателей, то в конечном итоге работать на новом оборудовании в новом корпусе будет некому. Кроме того, эксплуатация и обслуживание этого оборудования требует привлечения высококвалифицированных кадров из состава учебно-вспомогательного персонала. Привлечение и удержание таких специалистов тоже является не простой задачей.

— Есть козыри у Политехнического?

— Самый главный — мультидисциплинарность. В институте сосредоточены три важных для Красноярского края направления: машиностроение, энергетика и транспорт. Своими компетенциями мы можем закрывать потребности региона в кадрах и прикладных разработках, начиная с предприятий жилищно-коммунального комплекса и заканчивая такими крупными компаниями, как РУСАЛ, «Полюс», «Радиосвязь», «ИСС им. М.Ф. Решетнёва» и др. Специалисты из разных областей знаний на одной площадке — это благодатная среда для выстраивания горизонтальных связей под решение крупных междисциплинарных задач. Предметом гордости Политехнического института являются научные школы Тимофеева, Головина, Пантелеева, Бойко и других учёных. Вокруг Высшей школы автомобильного сервиса (ВШАС) тоже формируется сейчас ядро, из которого в дальнейшем может вырасти хорошая научная школа.

Ещё одним козырем является ассоциация выпускников Политехнического института. Это люди, работающие во всех отраслях экономики Красноярского края и России, в различных структурах законодательной и исполнительной власти как на уровне региона, так и на уровне Госдумы и министерств Российской Федерации. Самое главное, что эти люди не безразличны к судьбе института, и мы делаем большую ставку на сотрудничество с ними.

— Кстати, мы беседуем накануне Дня автомобилиста…

— К этому празднику активно готовимся с нашим партнёром — группой компаний «Медведь Холдинг». Под эгидой ВШАС проведём спартакиаду. А ещё на днях из Москвы вернулась команда нашего института, второй год подряд победившая в инженерно-спортивных соревнованиях «Баха Россия», проходивших в рамках фестиваля Moscow Engineering Open (на фото внизу).

— Есть ли у вас мечта или, может, художественная идея, как преобразить институт?

— Когда-то Политехнический институт утопал в зелени. Сейчас образовался новый кампус, где территория используется рационально, прагматично, но мало деревьев. Хотелось бы, чтобы со временем наш Студенческий городок опять был весь в зелени, как раньше, чтобы его украшали оригинальные арт-объекты. Нужны площадки для комфортного проведения досуга — уютные беседки, лавочки. Для меня в этом смысле образцом является Сколково. Там уделяют огромное внимание организации общественных зон, оснащённых интернетом, где комфортно работать с ноутбуком на свежем воздухе, где в непринуждённой уютной обстановке за чашечкой кофе можно обсудить какие-то идеи. В здании нашего нового корпуса обязательно нужно будет обустроить зоны коворкинга с трансформируемым наполнением.

— Поменялся ли ваш личный график после того, как стали директором?

— Свободного времени стало существенно меньше. Хотя мне такой цейтнот — звонки с утра до вечера и ненормированный рабочий день — привычен.

— И напоследок: как бы вы сформулировали ответ на вопрос: Политех — это?

— Во-первых, это креативная и дружелюбная среда для молодёжи; во-вторых — драйвер для научно-технологического развития региона; в-третьих — инженерное образование мирового уровня. Таким мне хотелось бы видеть наш институт, и чтобы именно так о нём говорили.

Вера КИРИЧЕНКО