Университет на Аляске

В декабре 2007 года в Хабаровске прошел семинар, где профессоры Теодор Кассир и Томас Миллер рассказали, как готовят бакалавров на Аляске. Американцы не считают свою модель образования идеальной, но подчеркивают, что она соответствует нормам национальной культуры и удовлетворяет потребности населения.

На семинаре побывал доцент кафедры социологии СФУ А. Ильин. Ему слово.

КРЕДИТЫ

В Европе не любят мобильных студентов, а в Америке их даже поощряют переходить из университета в университет. Действующие в США критерии знаний отличаются от европейских. По Болонскому соглашению европейские студенты получают до 60 кредитов в год, что составляет 1200-1500 учебных часов. В среднем там кредит равняется 20-25 часам.
Американские студенты получают за год всего 30 кредитов. Однако за 30 недель учебного года они занимаются те же 1350 часов. За семестр им удается освоить по 2-3 учебных курса при максимальной нагрузке по 19 часов в неделю. Больше занимаются лишь очень сильные студенты по специальному разрешению администрации университета. Кстати, в Университете Аляски, Анкоридж (УАА) им подыскивают специальные темы для курсовых работ, организуют встречи с интересными и влиятельными людьми.
Чтобы понять, как структурируется цикл обучения, рассмотрим один пример. Для получения степени бакалавра по испанскому языку в УАА требуется набрать 120 кредитов. Из них 42 кредита составляет федеральный компонент, куда входят общеобразовательные предметы. Собственно на испанский язык уходит 30 кредитов. Остальные 48 кредитов приходятся на любые курсы по выбору студентов. Из них многие студенты стремятся получить 30 кредитов по одному предмету, к примеру, по математике, чтобы приобрести дополнительную специальность.
Американские студенты, кстати, больше европейских занимаются самостоятельно. На каждый час аудиторных занятий у них приходится по два часа самостоятельной работы. Практически все американские студенты сами зарабатывают себе на жизнь, поэтому у них нет времени просиживать на лекциях.

АТТЕСТАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ПРОГРАММ

В американских университетах центральной фигурой является преподаватель. Система кредитов распространяется и на них. В среднем, преподаватели УАА работают по 15 часов в неделю. Их нагрузка складывается из преподавательской (6-9 часов), исследовательской и общественной работы. При этом у преподавателей может совсем не быть исследовательской нагрузки, а у исследователей – преподавательской, но у каждого есть по 3 часа «служения», то есть общественной работы на благо университета и народа Аляски.
В УАА действуют около 120 учебных программ с присвоением степени и без нее. Европейская система квалификаций состоит из 8 уровней. В США пока действуют собственные критерии квалификации. Программы по гуманитарным и экономическим дисциплинам проходят экспертизу в академическом и профессиональном сообществе, которые сами определяют компетенции специалистов. Для программ по техническим дисциплинам требуется аккредитация федеральных властей. Пока программа не аккредитована, на нее нельзя набирать учащихся.

ПРОЗРАЧНОСТЬ

В США аккредитация служит важнейшим критерием выбора университета для обучения. Не проходят аккредитацию лишь религиозные и другие специфичные учебные заведения.
При аккредитации учитывают открытость и прозрачность абсолютно всех вопросов университетской жизни. Поэтому администрация информирует общественность о деятельности и проблемах через сайт университета. В свою очередь преподаватели могут присутствовать на заседаниях практически всех комиссий и советов, где решаются их вопросы.
В УАА действуют три профсоюза – для штатных преподавателей, совместителей и обслуживающего персонала.
Студенты полноправно входят в состав всех университетских советов, включая совет регентов. Через эти органы они активно влияют на учебный процесс и университетскую жизнь. Так, студенты отменили решение о повышении заработной платы административному персоналу, поскольку это привело бы к росту оплаты за обучение.

ВЗАИМНЫЕ СИМПАТИИ

Университет штата Аляска, Анкоридж не велик. В нем обучается всего 18 тыс. студентов. В миссию УАА заложено обучение представителей различных национальностей, особенно населения Севера. Университет имеет договоры с российскими вузами, в том числе с Дальневосточным государственным университетом путей сообщения (г. Хабаровск). Студенты учатся 2 года в ДГУПС по согласованным программам и получают кредиты, которые засчитываются в УАА, затем едут на Аляску, где еще за 2 года получают квалификацию бакалавра.
Аляска очень похожа на Сибирь, только там горы выше, воды больше, да сугробы белее. Профессора Тэд Кассир и Том Миллер проявили большой интерес к Сибирскому федеральному университету. Тэд Кассир заверил, что готов приехать в Сибирь, а сотрудники УАА рады принять сибиряков у себя на Аляске.

А у нас?

Три года на факультете математики и информатики внедрялась балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Система стала естественной для преподавателей, понятной для студентов и в целом дала положительные результаты: возросла объективность оценки и прозрачность ее вычисления, стала естественной статистическая обработка результатов контрольных мероприятий. С одобрением воспринимают студенты и использование рейтинга при назначении стипендии. Случайная неудача на одном экзамене (получение, например, удовлетворительной оценки) не исключает «неудачника» из списка претендентов на получение стипендии. Нужно только остальные экзамены сдать как можно лучше. И вообще система направлена на постоянное воспитание таких приоритетов в поведении студента, как развитие здорового эгоизма, чувства конкуренции и состязательности.

По результатам зимней сессии в «тройки» лучших студентов-математиков вошли: на первом курсе это Е. Ченцов (92,70 баллов), М. Пахомова (87,93), О. Шишкина (85,22); на втором курсе – Т. Некрасова (89,48), М. Семенкина (88,98), А. Швец (87,09), на третьем – Н. Гузова (93,86), А. Красненко (93,09), К. Макаренко (92,06). Нельзя не отметить, что Наталья Гузова возглавляет факультетские рейтинги третий год.

На общеуниверситетском учебно-методическом совещании в январе принято решение выработать единую унифицированную систему в СФУ.