В его руках оживают куклы


Больше 25 лет Борис СМЕЛЯНЕЦ работает с куклами: сначала в Волжском театре кукол, потом в театре «Огниво» в Подмосковье, в Государственном академическом цен-тральном театре кукол им. С.В. Образцова, в программе «Куклы» на НТВ и «Улица Сезам», а с 2016 года — в Красноярском театре кукол. 28 февраля он побывал в Музее СФУ — в клубе интересных людей «Персона» и поделился со студентами, преподавателями и сотрудниками университета историями из жизни артиста-кукловода.

«Что может привлекать в театре кукол? Сказочки, вроде бы, что-то детское… Но это такое действо, которое, если получается, то нравится и детям, и взрослым. Просто взрослые редко признаются в этом. Кто-то говорит, что возвращается в детство, а кто-то переживает новые для себя чувства: смеётся или плачет, открываясь тому, что про-исходит на сцене», — рассказывает кукловод.

Вместе с Борисом в СФУ приходят куклы — король из сказки «Золушка», Передонов из «Мелкого беса», Шут из «Егоркиной былины». Необычные, молчаливые гости. Они становятся естественным фоном встречи, но ровно до того момента, пока их не касается рука артиста. Тогда куклы оживают, готовые рассказать свою историю. Волшебная магия кукольного театра.

— Они как будто вас слушают! — восклицают из зала.

— Конечно, — с улыбкой говорит Борис. — Попробуй-ка я что-то не так рассказать — обязательно припомнят во время спектакля. У кукол точно есть характер. Например, в одном спектакле всё хорошо, а в другом кукла начинает не слушаться, делать какие-то телодвижения. У каждого артиста свои особенности работы с куклами: кто-то договаривается с ними, кто-то строго следит, чтобы к ним не прикасались посторонние. Я к ним отношусь как к партнёрам, коллегам по работе.

Присутствующие задают артисту вопросы: трудно ли заучивать роли («жутко»), пользуются ли артисты театра кукол шпаргалками («иногда они нужны для уверенности»), волнуются ли перед выходом на сцену («по-разному, но если артист выходит на сцену и не волнуется, значит, с ним что-то не так»). А Борис Львович, кроме ответов, рассказывает и о первых кукольниках, и о Петрушке (а вы знали, что его полное имя Пётр Петрович Уксусов?), и вообще об истории кукольного театра, который, наверное, появился тогда, когда первая девочка взяла в руки ветку и начала качать её, как ребёнка.

По мнению артиста, заблуждение считать, что кукольный театр только для детей. В Красноярском театре кукол, например, прекрасные взрослые спектакли: «Егоркина былина», «Мелкий бес», «Хармс», «Пиковая дама», «Трансформация». Такие спектакли — почва для размышлений, а не просто развлечение, и требуют подготовки. Какой? Во-первых, нужно знать, что вы идёте смотреть, поэтому идеально ознакомиться с литературной основой. А во-вторых, быть готовыми принять то, что придёт к вам со сцены.

«Так же и артисты, когда выходят на сцену, должны не просто сказать текст и повертеть куклу, а что-то личное отдать вам. Когда ты ловишь эту откликнувшуюся эмоцию зрителей, тогда и понимаешь, что спектакль получился», — раскрывает секреты профессии Борис Смелянец.

А ещё кукольный спектакль — это сиюминутное, «сейчашное» искусство, которое невозможно повторить в точности, поэтому каждый спектакль уникален.

Анна ГЛУШКОВА
В клубе «Персона» уже состоялись встречи с художниками В. Зеленовым, А. Осиповой, В. Вороновым, актёром Я. Алленовым, женой дирижёра Л.Ф. Шпиллер, доктором биологических наук Н.А. Сетковым, доктором химических наук П.В. Поляковым, архитектором А.С. Демирхановым и др.

А С КЕМ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ПОБЕСЕДОВАТЬ В КЛУБЕ? Пишите на newspaper@sfu-kras.ru

Похожие материалы