Аспирантура нового формата

Государственная Дума РФ в первом чтении приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», направленный на совершенствование подготовки научных и научно-педагогических кадров.

За последнее время, когда аспирантура считалась третьим уровнем образования, эффективность воспроизводства кадров существенно снизилась. Сейчас в России средний возраст исследователя 48 лет, доктора наук — 62 года, кандидата наук — 52. Законопроект — один из инструментов национального проекта «Наука», призванного обеспечить значительное увеличение числа исследователей до 2024 года. Чтобы ожидаемое стало реальностью, законопроект предлагает внести в ряд законодательных актов изменения, регламентирующие подготовку кадров высшей квалификации по программам аспирантуры.

В частности, предлагается вместо федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре установить федеральные государственные требования (ФГТ) к подготовке кадров высшей квалификации по программам аспирантуры и, как следствие, отменить государственную аккредитацию образовательной деятельности по программам аспирантуры. Также уточняются требования к итоговой аттестации по программам аспирантуры.

— Уменьшится образовательная компонента, акцент будет сделан на научные исследования, — поясняет руководитель департамента подготовки кадров высшей квалификации СФУ Ольга Анатольевна ГРИГОРЬЕВА. — Не будет больше и государственной аккредитации по программам аспирантуры. Это хорошо, потому что аккредитация как забюрократизированная процедура отнимала уйму времени на подготовку ООП, учебных планов для аспирантов, и мало уделялось внимания их научным исследованиям.

Другой важный момент: действующие сейчас нормативные документы не предусматривают защиту диссертации, то есть итогом всего обучения в аспирантуре является научный доклад. Самое плохое в этой истории то, что поступавшие в аспирантуру изначально понимали, что в итоге диссертацию им не обязательно представлять в срок, это даже нормативно не требовалось. Теперь итогом обучения станет предзащита диссертационной работы.

Но самое главное, что планируется принять во втором чтении (июнь 2020 г.), — закрепить в законе понятие подготовки заключения о выполнении работы. Это первый нормативный документ, с которым диссертация может быть представлена в диссертационный совет. Более того, теперь есть возможность защиты диссертации до завершения обучения в аспирантуре.

27 февраля прошла защита кандидатской диссертации Анастасией Сафоновой (ИКИТ),  которая обучалась по программе двойных дипломов. Научные исследования проводились на базе СФУ и университета Гранады (Испания). Защита по присвоению степени PhD планируется в декабре 2020 г. в университете Гранады.

27 февраля прошла защита кандидатской диссертации Анастасией Сафоновой (ИКИТ), которая обучалась по программе двойных дипломов. Научные исследования проводились на базе СФУ и университета Гранады (Испания). Защита по присвоению степени PhD планируется в декабре 2020 г. в университете Гранады.

— Ольга Анатольевна, в России сейчас эффективность аспирантуры (то есть доля защит по итогам обучения) 12 процентов. В СФУ — 16 процентов, но всё равно это мало. А новая установка — довести до 40 процентов. Помимо уже названных мер, за счёт чего можно повысить этот показатель?

— Мы разрабатываем концепцию подготовки кадров высшей квалификации в СФУ. Например, уже сегодня изменятся учебные планы — аспиранты больше не будут так много сидеть на занятиях; это желание выразили все научные руководители. Альтернатива — разные формы дистанционного образования, включая массовые открытые онлайн-курсы (МООК). За счёт уменьшения образовательной компоненты мы планируем проводить научные семинары, это важный международный опыт.

Кроме того, предлагаются дисциплины по написанию грантов и оформлению заявок на участие в проектах. Как следствие, количество заявок, выигранных аспирантами, резко увеличилось.

Например, 16 аспирантов получают грант молодого учёного по 1 миллиону 200 тысяч рублей на диссертационные исследования. Гарантом выступает научный руководитель, но впервые сам аспирант может принять решение, как потратить средства: на зарплату, исследования, на командировку либо, что встречается наиболее часто, на покупку оборудования и материалов для своих исследований. В грантах участвуют только аспиранты второго года обучения.

Следующий момент, прописанный в концепции, — целевая подготовка. Мы провели мониторинг востребованности кадров и по проблемным специальностям постараемся провести целевой набор.

Чем хорош целевой набор? Аспиранты-целевики получают определённые меры поддержки, в частности, их стипендия составляет около 20 тыс. руб., то есть в два раза больше, чем у всех остальных. Один из аспирантов, обучающийся на целевом месте, планирует командировку в Берлин, университет оплачивает ему дорогу. Но есть одно условие: если человек не будет учиться или не сможет после обучения отработать в университете три года, то все деньги он должен вернуть обратно.

Открылась возможность отправлять наших аспирантов на целевое обучение в ведущие вузы России с гарантией того, что они вернутся работать в университет.

Ужесточились требования к диссертационной работе, к процедуре её представления. Подготовить диссертацию только в рамках кафедры сложно, необходимо формирование научных советов с экспертной оценкой диссертационной работы на всех этапах
обучения в аспирантуре.

— В рамках вышеупомянутой концепции вы разработали дорожную карту карьерного роста молодого учёного. Что натолкнуло на мысль и какие принципы положены в основу?

— На встречах со студентами и аспирантами я всегда рассказываю, как можно построить карьеру учёному. Но это не было визуализировано. А когда нарисовала схему и впервые им показала — сразу получила положительную реакцию!

Очень хочу, чтобы к нам в аспирантуру поступали мотивированные люди, чтобы они понимали, что ждёт их впереди. Надеюсь, эта карта поможет определить жизненный путь.

При подготовке дорожной карты я опиралась на статистику. Здесь прописаны: оптимальный возраст поступления в аспирантуру, защиты диссертации, устройства на работу, защиты докторской диссертации и оптимальный возраст профессора. Вот несколько известных людей, которые идеально «вписываются» в указанную карту: губернатор Красноярского края Александр Викторович УСС защитил кандидатскую диссертацию в 26 лет, а докторскую в 40. Научный руководитель СФУ Евгений Александрович ВАГАНОВ — кандидатскую защитил в 27,
а докторскую в 36 лет. Защита кандидатской диссертации в молодом возрасте открывает большие перспективы. Жизнь так устроена, что когда мы ставим себе цели, мы их достигаем.

Вот ещё примеры: директор Политехнического института СФУ Михаил Викторович ПЕРВУХИН кандидатскую защитил в 25, а докторскую в 38; директор ИКИТ Алексей Александрович КЫТМАНОВ кандидатскую в 25, докторскую в 31. Или взять в прошлом проректора по образовательной деятельности СФУ, завкафедрой экономики и информационных технологий менеджмента СФУ Алёну Александровну СТУПИНУ: защитила кандидатскую в 27, докторскую в 34. Успешно пройдя эти рубежи, сейчас преподаёт не только в СФУ, но и в Великобритании и Чехии, является членом трёх диссертационных советов и научным руководителем одиннадцати аспирантов.

Дорожная карта прозрачная, прописана даже финансовая составляющая на каждом этапе. Кроме государственной стипендии аспиранты могут получать и стипендию Президента и Правительства РФ. Стипендия успешных аспирантов составляет 32 тыс. руб. В дорожной карте прописаны дополнительные стимулирующие выплаты на каждом этапе научного пути, например, многим профессорам ежемесячно выплачивают по 30 тысяч рублей из бюджета Красноярского края.

На первом этапе индивидуальную дорожную карту карьерного роста молодого учёного мы разработали для аспирантов, обучающихся на целевых местах. Сказали: поместите в рамочку и повесьте на самом видном месте. Уверена, что все они будут успешны, потому что постановка цели очень важна для научных работников.

— Ольга Анатольевна, не за горами приёмная кампания. Будут ли бюджетные места в аспирантуре?

— Конечно, и довольно много: 135 бюджетных мест по 28 направлениям и по 100 научным специальностям. У нас очень хорошая лабораторная база, сильный профессорско-преподавательский состав. Приглашаем в аспирантуру и красноярцев, и иногородних: университет предоставляет комфортные общежития квартирного типа.

Набор осуществляется летом, документы предоставляются до 31 июля, экзамены с 1 по 7 августа. При поступлении в аспирантуру предусмотрен один экзамен — по специальной дисциплине. Проходной балл будет складываться из оценки на вступительном испытании и баллов за научный задел. С первого октября 2019 года вся информация по приёму в аспирантуру представлена на сайте СФУ, где размещено положение о приёме, указаны баллы, которые можно получить за научные достижения. Например, за статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных Web of Science, Scopus, — 12 баллов, за патенты — 5.

Аспиранты, которые хотят к нам поступить, могут убедиться, что размер стипендий достойный, а время, когда учёный жил впроголодь и разгружал вагоны, кануло в прошлое.

Что ещё важно для защиты — наличие диссертационных советов. Это говорит о большом потенциале, хорошей научной школе по данной специальности. В СФУ действует 18 диссертационных советов по 35 научным специальностям, а защищаться в своих стенах, как известно, гораздо легче.

Хочу также напомнить, что имеется возможность обучения по программе двойных дипломов с получением степени PhD SibFU, заключены договоры с Бранденбургским техническим университетом (г. Котбус, Германия), с Королевским технологическим институтом (г. Стокгольм, Швеция) и Университетом Гранады (Испания). В стадии подготовки договор с университетом Кадиса (Испания). К примеру, двум аспирантам, обучающимся по программам двойных дипломов и защитившим диссертационные работы в Швеции (это Нина ИГНАТОВА и Вадим ЗАКОМИРНЫЙ), присвоили учёную степень PhD SibFU и PhD KTH одновременно.

Приглашаем талантливых, целеустремлённых и мотивированных студентов поступать в аспирантуру СФУ.

Вера КИРИЧЕНКО