Разгадать секреты почвы
Мы пришли на занятия в ИЭиГ

Под самой крышей четвёртого корпуса на пр. Свободном, 79, в лаборатории 45-04, у третьекурсников направления «Экология и природопользование» ответственное занятие. В прошлом семестре ребята на курсе «Почвоведение» изучали теорию, а теперь переходят к практике комплексной лабораторной оценки качества почвенного покрова.

Тема сегодняшнего занятия по дисциплине «Методы экологических исследований» — физические свойства почвы. Будущие экологи определяют гранулометрический состав почвы, то есть содержание в ней частиц разной величины. Для этого промывают образцы почв на сите: на нём остаются только частицы крупнее 0,25 миллиметра, а те, что меньше, попадают в цилиндр с водой. В водяном столбе частицы разного размера оседают с разной скоростью. Выглядит эффектно: вода в стеклянных цилиндрах — от чуть мутной до насыщенной коричнево-бурой. Знание изучаемой характеристики почвы крайне важно, от этого зависит даже то, какое количество загрязняющих веществ можно считать в ней допустимым.

Занятие ведёт заместитель директора ИЭиГ по учебной работе, доцент кафедры экологии и природопользования Ирина Викторовна БОРИСОВА. «Основная функция почвенного покрова — это плодородие. Насколько нарушены почвенные функции студенты и учатся оценивать, — поясняет она. — Сегодня задача — определить физический состав почв: лёгкие они или тяжёлые, сколько в них мелко- и крупнодисперсных фракций, далее — величину pН (кислотные это почвы или щелочные), гигроскопическую влажность. Например, есть лёгкие почвы, которые характеризуются хорошей порозностью, они не переувлажнены, многие растения любят произрастать именно на этих почвах. А есть так называемые тяжёлые — глинистые, суглинистые почвы, они предрасположены к тому, чтобы задерживать влагу, и чаще переувлажнены по сравнению с лёгкими почвами. Это может вызывать реакцию со стороны растений, подгнивание корневой системы. Тяжёлые почвы по сравнению с лёгкими способны аккумулировать больше тяжёлых металлов, но зато «отдают» их растениям неохотно. Это важная характеристика. Её учитывают, когда проводят экспертизу почв перед началом строительства промышленных предприятий либо разработки месторождений. Оценка воздействий на окружающую среду обязательно предполагает учёт негативных воздействий на почвенный покров».

У каждого студента от 3 до 5 разных образцов почв. Эти образцы студенты и преподаватели привозят из летних экспедиций, а затем используют в учебном процессе. Есть почвы из Эвенкии, Якутии, лесостепных и горных территорий Сибири, а также почвы техногенно нарушенных ландшафтов. Защищая результаты лабораторной работы перед группой, ребята наглядно и в сравнении узнают характеристики совершенно разных типов почв, пробуют оценивать и сравнивать их. А затем перейдут к анализу химических свойств почв, например, смогут определить содержание в ней подвижных форм металлов и оценить нагрузку на почвенные системы.

Текст _ Анна ГЛУШКОВА
Фото _ Татьяна КОТЛЯРОВА