Сеть для школьников
Или «приватизируем» абитуриентов

Представители многих российских университетов регулярно отмечают низкую готовность абитуриентов к самостоятельному вузовскому обучению. Нередко возникают ситуации, когда в рамках университета приходится заниматься ликвидацией пробелов в школьном образовании и обучением первокурсников принципам самостоятельной и коллективной работы. Причиной подобных проблем является, в первую очередь, несоответствие школьных и вузовских форматов обучения: школа требует «подчинения и исполнения», а для современного университета важна «инициатива и самостоятельность».

Для сглаживания этого разрыва в вузах специально организуются различные формы работы со старшеклассниками. Предвузовская подготовка «дотягивает» абитуриентов до определенного уровня базовых знаний (репетиторство, предварительное тестирование, ЕГЭ). Все это помогает школьнику формально поступить в вуз, но не готовит его к обучению в университете.

Второе направление подготовительной работы – довузовская подготовка, которая в Красноярском крае представлена такими проектами, как ЗЕНШ, Красноярская Летняя Школа, Школа Космонавтики, Программа «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала» и др. Там школьники учатся решать задачки вузовской программы, «проектируют свое будущее», получают навыки самостоятельной работы и опыт коммуникации со студентами и профессорами университета.

В ситуации демографического спада и жесткой конкуренции за абитуриента Сибирскому федеральному университету необходима эффективная политика по «приватизации» будущих абитуриентов за несколько лет до их формального поступления в университет.
В рамках конкурса молодежных научно-исследовательских проектов СФУ было проведено исследование представлений о «полезности» существующей практики работы со старшеклассниками и возможных предложений по ее улучшению, также исследовались мотивы выбора вуза для поступления. Социологический опрос проводился молодежной группой «Новые стратегии» при поддержке профсоюзной организации студентов СФУ и студенческого PR-Агентства, всего было опрошено 800 студентов и взяты интервью у 40 преподавателей.

По результатам опросов можно сформулировать следующие выводы о значимости довузовской подготовки: почти половина (48%) студентов прошли через систему довузовской подготовки старшеклассников, при этом в последний год (первокурсники) эта цифра уменьшилась до 42%; студенты «бюджетники» чаще участвовали в образовательных программах – 48%, «платники» – 39%, что свидетельствует об «экономической значимости» довузовской подготовки (плата за 5-летнее обучение сейчас оценивается в 150-300 тыс. р.)

При выборе вуза решающим фактором для наших студентов были его имидж и престижность (7 лет назад это была «территориальная близость»); важным каналом для получения информации об СФУ была самостоятельная поездка в университет (54%) (значит нам нужно больше «дней открытых дверей» и др.); при этом увеличивает свою роль информирование через Интернет: первокурсники получали информацию через сайт в 30% случаев, а студенты 2-5 курсов лишь в 12%.

Среди негативных факторов студенты выделяют недостаточный уровень качества образования («реклама не соответствует товару»): среди студентов старших курсов таких 30%, а среди первокурсников – 19%. Преподаватели также считают (50%), что для привлечения абитуриентов следует повысить качество образования в СФУ.

Важными для включения студентов в учебный процесс являются, по мнению студентов: специальные публичные лекции об университете; специальные встречи с лидерами различных профессий; поддержка первокурсников студентами старших курсов. Преподаватели также считают (43%), что необходимо организовать тьюторскую поддержку первокурсников студентами старших курсов; 38% считают, что необходимо организовать систему открытых лекций ведущих ученых СФУ (и гостей) о современных проблемах науки.

В отношении форм организации довузовской подготовки большинство преподавателей считают, что этим должно заниматься отдельное подразделение СФУ – Центр довузовской подготовки старшеклассников (67%); при этом необходимо создать сеть школ – партнеров СФУ (53%) и обеспечить грантовую поддержку инициативных проектов довузовской подготовки (33%).

Александр ОВЧИННИКОВ