Обложка

Архитектор Зыков:

приподнять планку стандартов

Семейная легенда гласит, что их предок появился в Красноярском остроге во времена первых казаков в XVII веке и за доблесть в бою получил землю, где построил хутор. Сейчас это посёлок Зыково. Мы представляем новое лицо в университете — и.о. директора Института архитектуры и дизайна Евгения ЗЫКОВА.

— Евгений Аркадьевич, ваше назначение — довольно редкий случай для СФУ, поскольку вас пригласили из другой организации. Откуда? И насколько вы связаны с институтом? Вы ведь наш выпускник?

— Поступал я в Красноярский политехнический, откуда потом выделился Инженерно-строительный институт, который я и окончил. С ИАиД сотрудничаю достаточно давно: преподавал здесь на должности доцента, несколько лет являлся председателем ГЭК.

— А в общих чертах: как складывался ваш профессиональный путь?

— Начинал трудовую деятельность в 1985 г. в Красноярском ПромстройНИИпроекте, в научной части. Я даже взялся за диссертацию, но сильно был обескуражен дистанцией между наукой и практикой. Понял, что занимаюсь теорией, которая страшно далека от реальной жизни. Решив посвятить жизнь более реалистичным задачам, пошёл сначала в Гражданпроект (проработал там не менее 5 лет), потом меня пригласили в частную мастерскую. Через несколько лет созрел, чтобы организовать собственную компанию — в 1998 году, в дефолт, появилась архитектурная мастерская «Тектоника».

А 2,5 года назад меня пригласили в Красноярскгражданпроект на должность главного архитектора института. Вокруг этой организации образовался проектный консорциум («Аникс», «АДМ», «Рэд-бизнес», «Центр прототипирования и промышленного дизайна», «Тектоника», «Конкрет Фан» и др.) — группа единомышленников, которых двигала идея создавать архитектуру с индивидуальной региональной айдентикой, не копирующую журнальные образцы.

В составе консорциума нам удалось сделать ряд проектов, некоторые из них известны горожанам. Мы вместе запроектировали правобережную набережную, первая очередь которой получила высокую оценку в профессиональной среде, в частности, Гран-при на фестивале «Зодчество Восточной Сибири» и серебряный знак на международном фестивале «Зодчество» в Москве. Была совместная работа над второй очередью эко-парка «Гремячая грива». Сейчас на проектном и строительном рынке ситуация такова, что общественные пространства — редкий жанр, который предоставляет архитектору наибольшую свободу творчества. В остальных жанрах творческий коридор существенно уже.

— Именно поэтому мы надеемся на новое поколение архитекторов, которое может что-то изменить. А потому вернёмся в ИАиД: что вам предстоит узнать об институте, а что пока — тёмный лес?

— Самая непонятная пока для меня тема — возможность совершенствования и адаптации образовательных программ. С одной стороны, я слышу, что в них сложно что-то изменить. С другой стороны, вижу живой пример Института гастрономии, который под себя создал собственную образовательную программу. Наверное, рецепт для ИАиД находится где-то посередине между этими полюсами, но основную свою цель я вижу в том, чтобы наши выпускники имели хороший рейтинг и конкурировали за самые качественные предложения на рынке труда. А для этого мы должны их обучить тому, что востребовано сегодня, максимально приблизить к практике и запросам работодателей.

— Например?

— Например, сейчас происходит цифровизация строительной отрасли, внедряется технология информационного моделирования, и сегодня хороших специалистов, владеющих ТИМ, сложно найти, на них большой спрос. Мы должны обучать этим компетенциям наших студентов.

Буквально сегодня на кафедре архитектурного проектирования эту тему обсуждали. Часть сотрудников считает, что невозможно реагировать на такие запросы, так как нет соответствующих образовательных программ и преподавателей, другая часть кафедры готова в эту драку ввязаться. Поэтому будем экспериментировать, пробовать делать проекты в ТИМ, в том числе в кооперации с другими институтами, не капсулируясь в нашей профессии. Студентам нужны не только hard skills (жёсткие профессиональные навыки), но и умение коммуницировать со смежными специалистами — с конструкторами, со специалистами по отоплению и вентиляции, экономистами, экологами, социологами. Хорошо, если навык совместной работы над проектом приходит во время
обучения, а не в профессиональной деятельности, когда каждый специалист обучен тому, что он самый главный в процессе, а остальные должны под него подстраиваться. Мы должны давать студентам soft skills — универсальные навыки.

— Программу развития для ИАиД вам ещё предстоит разработать и представить руководству университета. А какова будет её направленность?

— Наверное, повторюсь, но главная задача — сориентировать институт на потребности времени. На самый ближайший период моя задача — понять, как устроена эта машина (ИАиД) и каким образом можно её развивать. Вообще, назначение и.о. директора я воспринимаю не как карьерный рост, а, скорее, как вызов и выход из зоны комфорта. Мне это интересно. Вполне допускаю, что у меня на сегодня существует масса иллюзий, и я ещё не раз буду удивляться «вещам, которые невозможно изменить».

— Одна из проблем вашего института — научные публикации, потому что архитектура, дизайн, рисунок — это скорее искусство. В то же время для рейтингов публикации — один из основных показателей. Как планируете это решать?

— Конечно, статьи надо писать, исследования надо проводить, и коллективы на кафедрах прекрасно умеют это делать. Другое дело, что надо учитывать и профессиональную специфику института. Возможно, при оценке нашей эффективности оценивать нас надо и по другим критериям, таким как участие в конкурсах и выставках. Потому что провести выставку, победить в архитектурном конкурсе или реализовать проект — это вряд ли проще, чем написать статью. Получить за разработанный проект высокую оценку профессионального жюри — дорогого стоит. А если бы ещё удалось что-то построить на территории кампуса…

— А у вас есть идеи, что здесь следует построить?

— Если бы появилась экспериментальная строительная площадка в СФУ — это был бы прекрасный импульс для развития не только нашего института, но и строительной отрасли региона в целом. В режиме импровизации: на такой площадке можно апробировать технологии строительства для Арктики. Во времена СССР темы освоения Севера разрабатывались планомерно, пятилетками, базируясь на накопленном опыте. И нам без экспериментов, которые дадут нам опыт, такие темы развивать невозможно.

— Ещё один вопрос из области показателей эффективности. Что может быть источником внебюджетного финансирования для ИАиД?

— Думаю, переподготовка и повышение квалификации. Обучающие программы, та же цифровизация, ТИМ — это интересно практикующим специалистам отрасли.

— А вы сами планируете вести занятия?

— Думаю, начну с того, что возобновлю архитектурный факультатив, который проводил несколько лет назад. Это вне учебной программы для тех студентов, кто готов своё личное время тратить на общение с практикующими архитекторами. И возьму руководство несколькими дипломными проектами.

— Если подытожить: каковы ваши первоочередные задачи?

— Актуализация тем курсовых и дипломных проектов. Работа со смежными институтами, кроссдисциплинарные проекты. Создание Клуба партнёров и работодателей. Мы уже продуктивно пообщались с руководством АО «Гражданпроект», наметили планы по совместной работе, и, думаю, у наших студентов теперь не будет проблем с тем, чтобы пройти там практику. Это на сегодня наш первый реальный партнёр, настроенный на долгосрочное сотрудничество. А в планах я вижу создание партнёрского клуба.

— Как новому человеку: что вам особенно нравится в СФУ?

— Меня шокирует и одновременно вдохновляет большой коллектив. Когда я из своей небольшой частной компании пришёл в «Гражданпроект», где работало более 200 человек — это для меня тоже была очень большая команда. А в ИАиД 750 студентов, 98 преподавателей… Огромный ресурс, занимающийся интересным и нужным делом!

— Уже узнаёте своих студентов в лицо?

— Не знаю, можно ли запомнить 750 человек. Психологи говорят о числе Данбара — число социальных контактов, которые можно осознавать. Их не более 150. Конечно, на 1 сентября я всех первокурсников поздравил, но вряд ли всех запомнил. К тому же мы все пока в масках, что дополнительно усложняет узнавание.

БЛИЦ


О чём можете прочесть лекцию не готовясь?
Готов делиться информацией и опытом по нескольким темам. Навскидку: общественные пространства, энергоэффективность, микроклимат в помещениях.

Ваш любимый собственный проект? Ресторан «Харлей», выполнен «Тектоникой».

Здание в Красноярске, которое вас впечатляет? Дом архитектора Чернышёва.

Мекка для архитектора? Для меня их несколько. Поскольку мне наиболее интересна современная архитектура, это HafenCity в Гамбурге — район, который комплексно реконструировался на протяжении нескольких лет. Там расположен достаточно скандальный для Германии объект (потому что исчерпал все бюджеты и нарушил все дедлайны) — Эльбская филармония, я видел её в процессе строительства и с удовольствием посмотрел бы в готовом виде. Дюссельдорф — тоже реконструированная территория старого порта. Город искусств и наук в Валенсии. Нью-Йорк очень хорош! И Барселона — ради одного павильона Веймарской республики, который запроектировал Мис ван дер Роэ для Всемирной выставки в 1929 году, туда стоит приехать. Этот объект обязательно надо увидеть живьём — ни по одной фотографии не ощутить его свежесть, чистоту, звенящее пространство.

А современные любимые архитекторы? Их тоже несколько. Номер один — американец Стивен Холл. Американские коллеги, оценив уровень моих симпатий, даже организовали мне визит в мастерскую Холла. Итальянец Ренцо Пиано, видел живьём его объекты, это гениальный архитектор. Японец Тадао Андо.

Лучшее профессиональное впечатление? Когда построенный объект оказывается лучше, чем был на бумаге.

Хобби? Главное хобби — это моя профессия. Но я в своё время увлекался и музыкой — играл на ударных и немного на гитаре. В сезон катаюсь на горных лыжах.

Какие книги читаете? Разные: и классику, и нон-фикшн. На КРЯКК покупаю обычно пачку книг, которой мне хватает до следующей ярмарки. С удовольствием читаю Пелевина, привлекает его парадоксальный ход мыслей.

А фильмы? Ваши вопросы заставляют меня задуматься над своим жизненным графиком: мне практически ни на что не хватает времени. В том числе потому, что часть времени занимает стройка своей дачи, которой занимаюсь уже больше года.

По своему проекту? Да. Я решил публиковать едва ли не каждый шаг этой стройки на своих пабликах в Фейсбуке и в Инстаграме. В первую очередь из желания приподнять планку стандартов в частном строительстве. Показать, что дача — это не обязательно копия самодеятельной постройки с соседнего участка. Считаю, что главная функция архитектора, как я её понимаю, — сделать что-то новое, не тиражировать старое, найти то, что соответствует духу времени и месту.

Валентина ЕФАНОВА

Похожие материалы