Дружить с преподавателем?
Можно и нужно!
5 лет своей жизни мы, студенты, проводим в университете в постоянном контакте с преподавателями. Обычно отношения «преподаватель-студент» за официальные рамки не выходят. Интересно понять, почему? Мы попытались разузнать, какова же действительность просто человеческих отношений между «ними» и «нами», а также решили поинтересоваться западным и восточным опытом.

Внимание! Вы можете высказать свое мнение по этой статье и принять участие в опросе.

Редакция будет очень благодарна, если в комментариях вы приведете примеры характерных отношений преподавателей и студентов (как образцовых, так и нежелательных); назовете места в университете (кафедры, деканаты, подразделения), где преобладает тот или иной тип общения; определите в процентном отношении, какие отношения складываются чаще — официальные или дружеские.

Наша крепкая дружба

Еще в школе было принято поздравлять учителей с праздниками и по традиции ходить в гости к классным руководителям. Но в университете совсем другая история. Все лица новые, за семестр особо ни к кому не привыкнешь и сдружиться с преподавателем не успеваешь. Возникает дистанция, которую не все могут, да возможно и не хотят преодолеть… Хотя многих такое положение вполне устраивает. Например, выпускник ПИ 1999 года, ныне ведущий утренней программы на “Авто-радио” Александр Блинников считает, что отношения преподавателя и студента обязывают к взаимному уважению. «И если стирается эта грань, начинается панибратство, и это не есть хорошо, так что дистанция должна быть – однозначно».

Часто дистанцию держат сами преподаватели, не допуская студентов на свою «личную территорию». Чтобы не потерять в их глазах свой статус или чтобы студенты не стали относиться к ним, как к равным, полагая, что тогда авторитет преподавателя упадёт, соблюдая профессиональный этикет. Существует ещё множество причин, почему мы «держим дистанцию». В большинстве случаев они кроются в нашей ментальности. Студенты, вроде бы, и не прочь встретиться с преподавателем в неформальной обстановке: ведь он, имея за плечами большой опыт, мог бы рассказать им много интересного. На кафедре биофизики ИЕиГН, например, есть такая традиция – «Чай с зав. кафедрой» (по аналогии с американским «обедом с деканом» – читай далее). Студенты здесь открыто делятся с преподавателями и аспирантами своими проблемами, обсуждают смелые новые теории, не боясь критики, а рассчитывая на дружеское понимание. Такие встречи не только раскрепощают студентов, но и дают им мощный толчок к творческим поискам. Ни о каком панибратстве речи не идёт – наоборот, студенты воспринимают преподавателей как старших коллег. К формальным отношениям добавляются чисто человеческие, создаётся благоприятная для студента атмосфера, в которой он чувствует себя более уверенно.

Можно привести много примеров, которые бы противоречили общему мнению о сохранении дистанции между преподавателем и студентами. Взять хотя бы наш факультет филологии и журналистики. Марина Викторовна Сашенко, доцент кафедры журналистики, никогда не позволяет студентам относиться к ней без должного уважения, но тем не менее она не просто учит студентов, а дружит с ними. Так, наша группа несколько раз ходила с Мариной Викторовной в кино. Очень необычно было ехать в кинотеатр на утренний сеанс, да еще и смотреть его с преподавателем! А потом, придя на лекцию, украсть 10 минут рабочего времени, чтобы обсудить фильм… Но тем более запоминающимся оказалось это событие. Сама же Марина Викторовна не видит ничего необычного в такой дружбе: «Мы очень тесно общаемся, каждую неделю, порой каждый день, видим в друг друге людей, и часто обнаруживаем одинаковые человеческие ценности, что-то близкое из сферы личных интересов. У преподавателей со студентами может быть много общего – и научные интересы, и человеческие ценности. У меня есть несколько друзей из числа бывших студентов, с которыми мы продолжаем общаться и встречаться, отмечаем праздники, крестим детей, обсуждаем интересные темы. Единственное, что специфично в этом общении – друзья из моих бывших студентов считают очень важным рассказывать о своей работе, успехах и продвижении. Со мной эта тема очень живо обсуждается, потому что, по всей видимости, я тоже приложила руку к формированию их профессиональной судьбы». А для нас, ныне обучающихся студентов, никогда не возникает трудности обратиться к Марине Викторовне с вопросом или просьбой. Ведь мы знаем, что она поможет, не откажет, и от этого уважение только растет.

Осознавать нехватку дорогих сердцу преподавателей многие студенты начинают только после окончания университета. Начинают звонить, приходить, приезжать. Так оказалось и в случае с Ниной Григорьевной Василовской, доцентом кафедры строительных материалов и изделий ИАС. Она поддерживает крепкие связи со студентами еще 1982-1983 годов выпуска. Те приходят к ней со своими бедами и радостями, с просьбами помочь разобраться в неполадках на производстве, с новостями о продвижении по карьерной лестнице; поздравляют с праздниками, приглашают в кафе на встречи выпускников, даже отвозили в больницу, когда оказалось нужно. Говорят: «Вы с нами всегда обращались как человек, а не как преподаватель, поэтому и не забываем».

К сожалению, эти примеры – скорее единичные случаи, чем правило. Но приятно все-таки сознавать, что есть преподаватели, для которых мы не просто сменяющийся поток студентов, а нечто большее, может быть, даже родное…

По ту сторону Атлантического океана…

…нам помогла заглянуть заведующая кафедрой общей биофизики (ИЕиГН) Валентина Александровна Кратасюк. Она долгое время проработала в университетах Америки и является почётным профессором Университета Флориды. «Западный» опыт работы со студентами В.А. сравнила со своим студенческим прошлым, когда она училась в Новосибирском госуниверситете. И преподаватели, и студенты там жили в Академгородке, поэтому очень много времени проводили вместе. Атмосфера складывалась определённая, дружеская. Юнец-студент мог на равных поспорить с умудренным опытом профессором, обсудить с ним важную научную проблему, и их взаимоотношения нисколько от этого не страдали – наоборот, молодой человек проникался ещё большим уважением к старшему наставнику.

Неформальное общение с преподавателями на Западе принято как нечто естественное. Поехать с любимым учителем на пикник – самое обычное времяпрепровождение для американских студентов. Например, в Университете Флориды есть свое университетское озеро, куда попасть можно, только имея пропуск университета. Там собираются преподаватели и студенты, чтобы свободно пообщаться вне стен родного университета.

Или другой пример – декан обедает вместе со студентами и разговаривает с ними на всевозможные темы. Таким образом он решает сразу несколько задач – ближе узнаёт студентов и знакомится с их проблемами, заинтересовывает в дальнейшем обучении и просто по-человечески располагает к себе. Тем самым строится новый уровень отношений, основанных на взаимопонимании, доверии и, возможно, общих интересах. Как говорит Валентина Александровна, уважение к преподавателю никуда не уходит – определённая дистанция всё же сохраняется, но исчезает глупый страх, который сковывает некоторых студентов, мешая им до конца раскрыть свой потенциал.
Такую систему взаимоотношений, непривычную, на первый взгляд, дополняет и то, что в Америке сами студенты оценивают качество работы лектора. Насколько доступно была изложена тема, как часто преподаватель использовал слайды, наглядный материал; критериев много – главное, что педагог должен быть интересным и понятным аудитории. Так как ему небезразлично, что о нём думают студенты, педагог стремится привлечь их внимание к своему курсу. И дружеские отношения этому не помеха.

Для студента-американца получение качественного образования не пустой звук. Молодые люди понимают: чтобы добиться успеха в жизни, нужно получить как можно больше знаний на университетской скамье. Оттого к собственному обучению они относятся более ответственно, осознавая, что чем больше они получат информации от преподавателя, тем прочнее будет их «лестница» карьерного роста. Чтобы учиться, у них есть еще одна хорошая мотивация: погасить образовательный кредит – ведь получить высшее образование там можно практически всегда только платно. А от того, как ты учишься, зависит место будущей работы и зарплата.

Получается, что отношения «студент-преподаватель» можно охарактеризовать как взаимовыгодные. Первым «выгодно» получать качественные знания и учиться у хорошего преподавателя; вторым важно иметь заинтересованных студентов. А когда между ними «налажены» дружеские отношения и нет ненужных комплексов, то и общение становится более эффективным, а молодой человек может максимально реализоваться себя.

Восток – дело тонкое

А какие взаимоотношения складываются у преподавателей и студентов в странах Востока? Ведь у них своя культура и менталитет, совершенно отличные от наших. На первый взгляд, кажется, что для них учитель – это тот сенсей, с которым близко общаться не принято, а принято лишь только внимать и покоряться во всем, без личного дружеского общения.

Однако Валентина Владимировна Никитенко, зав. кафедрой восточных языков Института филологии и языковой коммуникации, проработав по обмену 5 лет в Китае, утверждает, что это не совсем так. Вернее, совсем не так. «Китайские студенты очень благодарные слушатели, они с жадностью впитывают каждое учительское слово. Действительно, учитель для них – это святое: трогательно было наблюдать, как утром, перед занятием, студенты встречают у учебного корпуса автобус с преподавателями, помогают пожилым наставникам нести сумки, поддерживают за руку, провожая в учительскую, а после занятий помогают им вернуться».

Общение с преподавателями в Китае не ограничивается только учебным планом, особенно это касается преподавателей иностранного языка, ведь это для студентов и практика, и своеобразный престиж – дружить с иностранцем. По словам Валентины Владимировны, за годы работы у нее появилось много друзей-китайцев из числа студентов. С ними она до сих пор поддерживает связь и всегда может рассчитывать на их помощь, также как и они – на ее. Преподаватель сама удивилась такому положению вещей, ведь раньше она считала, что восточные народы более замкнутые, не привыкшие выражать свои чувства открыто. «Но в Китае я поняла, – рассказывает Валентина Владимировна,– что это очередной миф: с человеком, к которому китайцы расположены, они очень откровенны, раскованны, иногда даже по-детски непосредственны. Они приглашают преподавателей на праздники, вместе ходят в рестораны – для них это нормально».

Как и на Западе, в Китае студенты тоже оценивают работу преподавателя. Кроме них, этим ещё занимаются коллеги-педагоги и специально назначенные ревизоры – поэтому преподаватель всегда стремится работать по максимуму, чтобы его «оценили» как можно выше. К тому же, студенты могут легко «отказаться» от преподавателя, если он их чем-то не устроил.

В общем, в Китае если уж между ними завяжется тёплая дружеская связь, то отношения будут долгими и крепкими.

Человек рождает традицию


На экономическом факультете существует давняя традиция: день рождения декана Е.Б. Бухаровой – общий праздник! Студенты разных поколений стараются придумать неповторимое поздравление (и переплюнуть предыдущих студентов). Вспоминается, например, как в этот декабрьский день 2006 года на большой перемене колодец третьего корпуса огласился пением – экономисты установили возле деканата микрофонные стойки и исполнили «песнь» в честь Евгении Борисовны... В тот день рождения глава факультета шла от центрального входа до деканата долго – на каждом шагу студенты устраивали для нее сюрпризы!

В прошлом году “дети” нарисовали свою “маму”! Милейшие рисуночки, вывешенные на двери аудитории, забавляли всех прохожих, а в самой аудитории студенты провели концерт в честь именинницы.

Своего декана студенты экономического факультета ценят за то, что она не жалеет времени на них – их проблемы, трудности и радости...

P.S.

Почти все преподаватели, с которыми мы беседовали при подготовке материала, были уверены – создать, а потом сохранить тёплые дружеские отношения со студентами можно. И не важно, в какой стороне света ты находишься. Главное, не ставить себя на недосягаемую высоту и всегда быть открытым дружескому общению с учениками.

Внимание! Вы можете высказать свое мнение по этой статье и принять участие в опросе.

Редакция будет очень благодарна, если в комментариях вы приведете примеры характерных отношений преподавателей и студентов (как образцовых, так и нежелательных); назовете места в университете (кафедры, деканаты, подразделения), где преобладает тот или иной тип общения; определите в процентном отношении, какие отношения складываются чаще — официальные или дружеские.