Обложка

Идеальная практика

Есть такая опция в учебном процессе — «Производственная практика». Для кого-то из студентов она становится первым шагом по тернистой и восхитительной карьерной лестнице. Для других — проходит формально.

Тема практики — постоянный предмет заботы, а часто и головная боль руководства университета. И несмотря на то что в Центре карьеры работает сервис «Биржа практик», где можно подобрать себе подходящее место и компанию, проблема остаётся актуальной.

Сегодня мы публикуем опрос студентов на тему «Какой должна быть идеальная практика» — его подготовила Эвилина КОРОЛЕНЯ, студентка 3 курса ИЭГУиФ.

Валерия ЕФИМОВА, ИУБП, 3 курс: «На практике я бы хотела получить полезный опыт и выполнять приближённые к моей специальности обязанности. Я бы не хотела быть человеком „принеси-подай“, от такой деятельности никаких знаний и навыков не прибавится. Мы — студенты университета, и производственная практика должна быть достойная, нельзя время тратить впустую».

Кристина ЗАХАРЕВИЧ, ИЭГУиФ, 3 курс: «Идеальная практика студента? Помечтать, конечно, можно. Это когда студент приходит на предприятие, и ему действительно рады, а не просто „ну, раз надо, возьмём“. В течение первых трёх дней (назовём это испытательным сроком) студента знакомят с предприятием, его структурой, корпоративной культурой, достижениями, требованиями, традициями. К нему прикрепляют руководителя именно в организации, чтобы человек с опытом помогал, подсказывал, обучал. Для практики нужно не меньше двух месяцев, чтобы студент прочувствовал ответственность, развил настоящие навыки, влился в компанию, а не просто „поксерил“ и ушёл. Возможно, перед практикой студентам необходим специальный курс для развития практических навыков, которые необходимы всем студентам. Такой курс может предложить как университет, так и бизнес».

Роман ШИТЦ, ГИ, 3 курс: «Практику нужно начинать на втором курсе. Лучшая практика по моей специальности (прикладная информатика) — это прохождение различных курсов по 3D-моделированию. Не знаю пока, на каком предприятии можно было бы это реализовать в дальнейшем, но лучше бы в Красноярском крае. Обычно кафедра или деканат занимаются подбором места для прохождения летней практики, а если студенты хотят пройти её где-то в другом месте, они вправе это сделать. Но большого выбора нет. У меня на летней практике было прохождение курсов по программированию, был чат-бот с рейтингом профиля на курсах, чат со всеми участниками курса и двумя кураторами. Меня это вполне устроило».

Данил ЛУКЬЯНЦЕВ, ИФБиБТ, 3 курс: «Если студент занимается научной деятельностью, то предприятие, куда он пришёл на практику, должно предоставить ему реальную возможность работать по теме исследования. Тогда и обычная курсовая работа окажется полезной и актуальной как для предприятия, так и для студента».

Эльвира ЖДАНОВИЧ, ИФБиБТ, 3 курс: «У нашей специальности (биоэкология) практика начинается с первого курса, и это правильно. Я многому научилась во время практики. Лекционные занятия и производственная практика должны дополнять друг друга, тогда мы не растеряемся на рынке труда, когда получим дипломы».

Ксения КУЦЕЛЬ, ИЭиГ, 3 курс: «Самые счастливые студенты-практиканты — это мы, экологи и биологи. Мы выезжаем на полевую практику, чтобы поработать с живыми образцами. Мне нравится, что практика позволяет бесплатно посетить места, в которых я раньше никогда не бывала, узнать много нового. Правда, после практики приходится сдавать зачёт. На мой взгляд, было бы достаточно предоставления дневника практики и письменного отчёта о собранных материалах. Было бы здорово также пройти практику на производстве. Интересно, как это бывает у других? Нужно обращаться в Центр карьеры?».

Ангелина ИСУПОВА, ГИ, 1 курс: «Я учусь на специальности „Реклама и связи с общественностью“. Когда пойду на практику, постараюсь обойтись без наставников и помощников. Хочу получить в университете задание и полностью погрузиться в производственную среду на предприятии самостоятельно, чтобы ощутить весь груз ответственности. Надеюсь, у меня получится».

Анна КОВАЛЕНКО, ЮИ, 1 курс: «Практика студентам очень нужна, и начинать стоит с первого курса, тогда мы могли бы учиться взаимодействовать с профессионалами и наблюдать, как работают команды, достигаются поставленные задачи и т. д. А с третьего курса неплохо было бы практиковаться дважды в год, не меньше. Производственная практика даёт возможность реально почувствовать вкус к выбранной профессиональной среде и понять, действительно ли ты хочешь здесь трудиться 25 часов в сутки 8 дней в неделю».

Владислав МАКСИМОВ, ИЦМиМ, 3 курс: «Я бы хотел работать в том месте, где проходил практику. Это Красцветмет. Предприятие масштабное, интересное, ты там всегда при деле. Оно даёт большие возможности, полный социальный пакет. И я бы сказал, что это реально, потому что Красцветмет видит потенциал во многих студентах, и любой может пройти практику там, а затем трудоустроиться. Перед практикой мы проходим инструктаж по технике безопасности, знакомимся с производственным заданием и постепенно шаг за шагом погружаемся в реальную работу. Хорошо бы СФУ сотрудничал с большим количеством предприятий, чтобы у студентов был выбор. Ещё хотел бы, чтобы с 1 курса практика была не ознакомительная, а именно практической направленности, чтобы ребята, заканчивающие 1 курс, сразу поняли, куда они поступают, и прочувствовали энергетику предприятия изнутри. Конечно, также хотелось бы, чтобы практика оплачивалась».

Сергей ГАВРИЛЕНКО, ИЦМиМ, 3 курс: «Лучше начинать практику со второго курса, так как профильные предметы начинаются как раз на втором курсе обучения. Но я бы не хотел работать после окончания университета в той компании, где проходил практику. Я был в некоторой степени разочарован: не понимал, куда идти, кого спросить. Хорошо, если есть помощь от университета, но, с другой стороны, студент — не цыплёнок, а университет — не мама-курица, а предприятие не проявило достаточной заинтересованности к практикантам. Вообще, было бы неплохо, чтобы у студента был больший выбор компаний для прохождения практики, в том числе в других регионах и даже за рубежом».

Михаил КОБЕЛЕВ, ИЭГУиФ, 4 курс: «Я дважды был на практике, работал в достойной красноярской компании и хотел бы там трудоустроиться, когда получу диплом. Это реально. На практике у меня был куратор, опытный сотрудник организации. В современных реалиях невозможно требовать от компании выделить сотрудника, чтобы он полностью весь свой рабочий день уделял время студентам-практикантам, но этот человек был всегда со мной на связи, отвечал на все оперативные вопросы, реально помогал мне. Я не вижу смысла в назначении руководителя практики от университета. Одного наставника вполне хватит. С поиском места практики нам не помогали. Наверное, кому-то не помешала бы такая поддержка, но я справился сам».

Елена СОКОЛОВА, ИЭГУиФ, 4 курс: «В основном я и мои друзья искали места для производственных практик сами. Мне кажется, между университетом и предприятиями должно быть больше договорённостей, чтобы у студентов был серьёзный выбор. Полезным был бы опыт обмена между регионами, интересно пройти практику в другом городе. К сожалению, у меня во время практики не было наставника, я не знала, к кому обратиться по производственным вопросам, помогали случайные люди. Мне бы хотелось пройти производственную практику в МВД; удивительно, что у студентов со специальностью „Экономическая безопасность“ практически нет такой возможности».

Анастасия ЯКОВЛЕВА, ИППиС, «Социология», 2 курс: «Обычно места для прохождения производственной практики нам предлагают на нашей кафедре, или их можно найти на Бирже практик Центра карьеры. Проблем не возникает, как правило. Но зачастую, по опыту однокурсников, некоторые организации относятся к студентам как к обузе и дают им самую несерьёзную работу или вообще не обращают внимания на студентов-практикантов. Студенты просто теряют время. Но есть и другие примеры, это радует».

Марина АЛЕКСЕЕВА, ИТиСУ, 1 курс: «Я учусь по специальности „Гостиничное дело“. Считаю, что перед производственной практикой студентам моей специальности было бы неплохо пройти курс по базовым универсальным навыкам, известным как soft skills. Такие навыки, как креативность, коммуникабельность, самоорганизация, помогут и во время производственной практики, и в дальнейшей работе. Считаю, что труд студента во время практики должен оплачиваться работодателем. Это повышает ответственность обеих сторон».

Лев НАЗИМКО, ЮИ, 3 курс: «Я хочу изучать судебную практику, надеюсь прокачать навыки работы с документацией. А вот чего действительно не хочется, так это создавать видимость работы. Хотелось бы проходить практику в органах государственной власти, желательно в судах общей юрисдикции или даже в прокуратуре — любой практический опыт будет полезен. Но получить хорошее направление непросто, когда предложений от работодателей мало, а желающих попасть на серьёзное место, много».

Марина МИРГИНЁВА, ИЭГУиФ, 3 курс: «Я и мои друзья хотели бы проходить практику на ведущих предприятиях, в компаниях-лидерах. Однако направление на практику можно получить не в любую компанию, так как не все предприятия и компании берут студентов на практику. Обычно нам помогает кафедра и предлагает варианты. Не хотелось бы, чтобы практика сводилась к перекладыванию бумажек и написанию отчётов, как это бывало с моими однокурсниками».

Материал подготовлен в рамках проекта Erasmus+ «Производственная практика: шаг вперёд из университета на рынок труда в XXI веке»

Похожие материалы