Непростой характер чисел

Согласитесь, интересно, что глагол счёта (считать) и глагол чтения (читать) настолько похожи. Действительно, первоначально глагол «ЧЬТУ» означал и считаю и читаю (наверное, вы заметили сходство со словами честь, почитаю, прямыми родственниками этого же корня). Это потом их значения разошлись, от каждого из этих базовых слов образовались десятки других, хорошо всем известных. Мы сосредоточим внимание на числе, причём не на слове и его производных (хотя среди них есть очень интересные, например, разговорная форма раз-два и обчёлся, что связано с формой обсчитался, счёл). Мы обратим своё внимание на то, как число ведёт себя в речи.

Числительное – одна из прихотливых частей речи, потому что… склоняется. Но что особенного в том, что склоняется именная часть речи (именная – потому что «имя числительное»)? Ведь по падежам изменяются и другие «имена» – существительное и прилагательное. Однако именно за числом говорящий почему-то старается закрепить неизменяемость. Попробую доказать это на простых примерах, попросив прочесть: Прошёл форум с 7895 участниками. Или: 2008-ой год. Или же: Цены от 500 рублей. Если у вас сходу получилось сказать: с семью тысячами восьмьюстами девяноста пятью, две тысячи восьмой и от пятисот – вам не надо читать дальнейшее (разве что из простого интереса).

Если же вы испытали трудности хоть в одном из трёх случаев, вам лучше узнать следующее. Количественные числительные (первый пример) обязательно склоняются, сколько бы их ни было; а вот порядковые (второй пример) – нет, в них изменяется лишь последнее слово: двухтысячный год, две тысячи первый, две тысячи второй и пр. И ни в коем случае не *двух тысяч(н)о восьмой, как нередко приходится слышать! В круглых числах с компонентом «сто» – от 200 (двухсот) до 900 (девятисот) – тоже склоняются обе части, причём именно так: пятисóт, пятистáм, пятьюстáми, о пятистáх (а не *пятиста и под.). Зная эту трудность, авторы орфографических словарей приводят все формы таких числительных.

Казалось бы, то, о чём я говорю, хорошо известно из школьного учебника русского языка. Но практика, то есть звучащая вокруг речь, не подтверждает этого. Все в школе проходили тему «Имя числительное», учили правила, однако теория не стала прочным речевым навыком. Однако такой навык грамотной речи необходим современному человеку. Вот почему я решила напомнить о сложном характере числа.

Кстати сказать, число не только этимологически «живёт» во многих словах: скажем, латинское decem (десять) обнаруживаем в декабре (и в декане – так именовался в древнеримских войсках начальник 10 солдат). Число ещё интересным образом переплелось с месяцем. Судите сами.

Если вы называете некоторый срок, то говорите: к первому сентябрЯ, к 23-му февралЯ, к 8-му мартА, к седьмому апрелЯ (а не к *1-му сентябрю, 23-му февралю, 8-му марту, к седьмому апрелю). Дело в том, что числительное управляет существительным и требует после себя родительного падежа: два, три, четыре, пять и пр. чего? сентября, апреля, мая, ноября и пр. Причем, начиная с пяти, существительное находится во множественном числе. Именно поэтому герой Зощенко не мог образовать форму «пять кочерёг», тогда как «четыре кочерги» у него получалось легко. Если же число не называть, то месяц ставится в дательный падеж: к сентябрю, февралю, марту, апрелю.

Обещаю, что в следующем выпуске «УЖ» продолжу тему чисел. Нам есть ещё чему поучиться у них.

Алевтина СПЕРАНСКАЯ