«Современный город, как велосипед: остановился – упал»


Специальными гостями, вернее сказать, главными зарубежными экспертами V Красноярского экономического форума стали главный архитектор г. Барселоны Хосе Асебильо Марина (на фото) и профессор Гарвардской школы бизнеса Кристиан Кетелс. Оба они были в гостях у студентов СФУ. Сегодня – о том, что рассказал студентам испанский архитектор.

Встреча состоялась, как и положено, в новом корпусе Института градостроительства, экономики и регионального управления СФУ. Аудитория была переполнена, причем не только студентами: на встречу собрались выпускники университета, преподаватели и многие краевые СМИ.

Основной темой лекции Хосе Асебильо стало будущее Красноярска, точнее, его возможное будущее. Современный мегаполис – это не только сам город, но и огромная инфраструктура, соединяющая его с прилегающими, соседними территориями, составляющая городскую агломерацию. Создание современного города невозможно путем планирования отдельных зданий и даже районов: по словам архитектора, современный город должен быть готов к приходу новой экономики, новой технологии и новой глобальной реальности.

Последние 20 лет в России небыло действительно современных, масштабных и амбициозных градостроительных проектов мирового уровня. В период всеобщего, в том числе идеологического, кризиса 90-х страну куда больше волновали внутренние, насущные проблемы, нежели вопросы стратегического развития территорий. К счастью, времена изменились, но в тот момент, когда Россия вновь обрела амбиции, в стране осталось мало специалистов, имеющих необходимые компетенции и опыт проектирования современных городов. Когда футуристическое мышление не выходит за уровень ремонта дорог, высадки газонов и строительства фонтанов, способность проектировать атрофируется.

Сравнивая Красноярск и Барселону, Хосе Асебильо говорил о безусловной необходимости строительства в Красноярске современного авиационного транспортного узла, создании сети скоростных железных дорог, метро, подземных автодорог, новых, достаточно современных микрорайонов. Для передвижения по Европе большая часть европейцев используют поезда, а вовсе не самолеты. Маленькая Европа вовсе не так мала с точки зрения географии – расстояние между Мадридом и Амстердамом 1780 км., а между Хельсинки и Лондоном 2492 км. Но любое расстояние не велико, если преодолевать его на скорости 200 км/ч. с комфортом и безопасностью. Можно себе представить, как изменится Красноярск, если такая железная дорога неожиданно соединит его с Новосибирском, Абаканом, Омском, Канском, Томском и другими городами.

Так геометрически правильно выглядит одна из частей Барселоны. Каждая «ячейка» имеет скругленные края, таким образом между «ячейками» появляются многочисленные площади-перекрестки города.

По словам Хосе Асебильо, развитие города не должно останавливаться ни на минуту. «Современный город, как велосипед: остановился - упал». За последние 7 лет в Барселоне было реализовано 140 крупных архитектурных проектов. Во многом именно этим обусловлены невероятные для Европы темпы развития города: с 1992-го года морской пассажиропоток в Барселоне увеличился на 648,8%, на 345,2% увеличилось количество проводимых бизнес-встреч, конгрессов и т.д. и на 18% выросло число работающих граждан. Современный город должен не только быть готовым к таким изменениям, но и сам инициировать их.

За два с лишним часа лекции известного архитектора стало понятно, что Красноярск-2020 – город, в который с трудом верится, но который необходимо и приятно обсуждать. Не верится не потому, что город не будет существовать в 2020-м (безусловно, он простоит еще и 12, и 100, и 1000 лет), но вот будет ли Красноярск современным городом, мегаполисом, не будет ли он всё тем же Красноярском-2008 – это сложный вопрос.

В 1992-м году Барселона стала Олимпийской столицей мира, за 8 лет до этого она заявила о желании принять у себя XXV Олимпийские игры. Желание и способность принять Олимпиаду характеризует как амбиции города, так и инфраструктуру и потенциал развития. Если в 2020-м Красноярск будет способен подать заявку в МОК на проведение у себя XXXIV Олимпийских игр, можно считать, что проект Красноярск-2020 состоялся.

Антон ПОПОВ

Другие фотографии вы можете посмотреть в фотогалерее СФУ