Обложка

Заимствуйте, но креативно)

День первый

Классная идея! — часто говорим мы друг другу. И ещё произносим много глубоких суждений, ценных советов, готовых решений. А проблемы, для которых и решения есть, оказывается, так никуда и не уходят.

Хочется верить, что в истории с Российской креативной неделей в Сибири всё будет ровно наоборот: идеи будут воплощены, высказанные предложения найдут заинтересованную сторону, а фантастические перспективы станут нашим настоящим.

Именно поэтому мы решили не просто сделать обзор услышанного и увиденного на двух креативных днях в СФУ (всё-таки это не неделя). Мы постараемся вычленить идеи, которые хочется видеть реализованными. Справедливости ради — многие из них действительно в процессе внедрения. Итак, часть первая.

Мороз и медведи — наше всё

Одно из самых интересных обсуждений прошло под названием «Дизайн Сибири: распаковка». Просто найдите эту трансляцию и послушайте, получите удовольствие. Идей там было высказано немало.

Олег Семёнов, председатель Новосибирского отделения Союза дизайнеров России, поделился таким впечатлением. Когда в Сибири видишь вывеску из дерева, да ещё сделанную руками — это аутентично. А когда тут же висит потрескавшаяся виниловая реклама, не выдержавшая сибирских морозов... «Может, есть смысл поменьше применять технологий, а больше вносить человеческого, душевного?», — предложил «отец сибирского дизайна».

По поводу своих провокативных вещей Олег, автор выставки Siberian Kitsch, сказал: «Делаем это исключительно, чтобы смотреть реакцию, можно ли шутить на ту или иную тему. Вижу: на грани ходить можно, но есть шанс получить в лицо, если переходишь эту грань». Шанс получить в лицо в Сибири особенно реален, потому что высылали сюда не только вольнодумцев, но и откровенных маргиналов, так что здесь такая ядреная смесь варится, что лучше грань не переходить.

Владимир Черепанов, основатель проекта I'm Siberian, показал отличную презентацию. Его идея установления нашей идентичности: где есть морозы и медведи, там и есть Сибирь. Мороз вообще хорошо, он выгоняет из нас дурь каждый день, и мы растём с этим с детства. А с медведями вместо человечков пора сделать в Сибири светофоры.

Виктор хочет, чтобы Сибирь стала модной темой во всех странах. И в этом смысле каждый, кто наденет футболку с соответствующей надписью, будет сибирским амбассадором.

Ещё одна его идея — что на сибирских авиалиниях пассажирам надо рассказывать, куда они летят. Советовать, что попробовать в Тыве, как убежать от медведя, в какие места ехать на Байкале. Четыре часа на борту могут превратиться в шоу, где прямо в самолёте можно вкусить сибирской экзотики. Сбитень вместо чая, юкола вместо курицы и т.д.

Виктор Клименко, коренной москвич, однажды приехавший в Томск и влюбившийся в него, рассказал о множестве проектов, которые делает его «Сибирский центр дизайна», созданный как научно-образовательный центр при ТГУ. Этот опыт достоин масштабирования.

Сибирь как евразийский IT-хаб

В обсуждении под таким названием наиболее полезным, наверное, можно считать сообщение Михаила Азовцева. Советник генерального директора Российского фонда развития информационных технологий рассказал о программе поддержки ИТ-компаний в продвижении их продуктов в интернете. На эти цели выделено 1,4 млрд рублей, и компаниям, потратившимся на рекламу, компенсируют до 80 процентов затрат. Заявка на поддержку направляется через госуслуги. И в принципе фонд учит продвижению ИТ-продукции: записали уже 15 вебинаров, 500 компаний их посмотрели. В общем, пользуйтесь.

Поддержку хорошим проектам готов оказывать и Семен Теняев, основатель соцсети TenChat. Так и сказал: если есть проекты, но нужно продвижение и инвестиции, — пишите. А ещё он посоветовал красноярцам для создания конкурентных преимуществ развивать робототехнику, так компенсировать недостаток населения в регионе и заодно создавать высокотехнологичные производства.

От Анатолия Сергеева, регионального координатора проекта «Цифровая Россия», генерального директора Проектного офиса развития территорий, мы услышали о потрясающей перспективе. Вроде как легендарный Алексей Боровков, создавший передовую школу цифрового инжиниринга в СПГУ и технологию цифровых двойников, готов организовать подобный зеркальный центр в Красноярске. Например, для жизнеобеспечения в Арктике. Если такая вещь действительно появится в Красноярске, это будет фантастика.

Что касается темы, вынесенной в название, — осталось так и непонятно, какие для этого есть предпосылки и кто претендует на хаб – мы или Новосибирск.

Все аудитории РКН заполнены! Фото с Креативной недели Анны ОМЫШЕВОЙ.

Все аудитории РКН заполнены! Фото с Креативной недели Анны ОМЫШЕВОЙ.

Не только модные дизайнеры, но и швеи

В дискуссии «Уровень «Продвинутый»: построение модели управления развитием креативных индустрий в регионе» был представлен целый ряд успешных кейсов: Татарстан, Тюмень, Новосибирск, Новгород.

Отметим выступление Алексея Краева, гендиректора Тюменского агентства развития креативных индустрий. Его тезисы:
• Структуру управления отраслью создавать обязательно.
• Команде — учиться управленческим компетенциям максимально широко.
• Принимать решения на основе собственных глубоких исследований экономики (одно из таких исследований с неожиданными выводами его агентство скоро будет презентовать на всероссийском уровне).
• Для развития креативных кластеров необходимо выстраивать цепочки («как нефтегазовые компании невозможно посадить вместе, так и здесь: ткани надо покупать в одном месте, шить в другом, продавать в третьем; тогда это будет индустрия»).

И завершающая мысль: «Путём создания кластеров мы создаём регион, в котором хочется жить; создаём инфраструктуру — наши якоря».

Для красноярцев важно и то, что рассказывает о своей деятельности Александр Черников, директор нашего Сибирского института развития креативных индустрий.

Институту всего 7 месяцев. Вместо того чтобы писать стратегии и концепции, команда решила провести срез — определить 100 самых креативных лидеров индустрии. В следующем году они получат системную поддержку, которая будет основываться на трёх китах: аудирование — доращивание — продюсирование.

Перезапустили креативный кластер «Квадрат». Там огромное количество приборного парка и набора компетенций. Уже работают 38 резидентов, ещё около 8 могут принять до конца года.

Черникову нравится, как креативно (с подготовкой кадров на высшем уровне) у нас развивается гастрономическая отрасль. Но не нравится, если это будет только она. Почему, например, не киноиндустрия или индустрия моды?

Оказывается, классных режиссёров немало, а вот снимать некому. Хороший продукт делают дизайнеры одежды, но чтобы продавать – надо много отшивать, а швей нет. Точнее, они есть, но все хотят быть не швеями, а дизайнерами. В этом смысле надо делать модными не только центральную профессию той или иной отрасли, но и все остальные, в неё входящие. И здесь прозвучал совет от коллег: втягивать в креативные индустрии городские окраины, а то население там выпадает из любых преобразований.

А ещё Черников пригласил на Первую неделю моды, которая пройдёт в Красноярске в декабре. Обещал, что будет не хуже миланской.

Проклятие колеи

Неизвестно, почему интерактивная лекция-дискуссия Сергея Матвеева так называлась: она не была ни интерактивной, ни дискуссией. Просто лекция, добротная. Президент Федерации интеллектуальной собственности искал ответ на вопрос, почему одни страны могут перейти на современный формат экономики знаний, а другие остаются в привычной колее.

Докладчик признался, что про идею колеи он услышал лет пять назад в лекции профессора МГУ, известного экономиста Александра Аузана. А наша газета, между прочим, рассказывала о концепции Аузана не 5, а 7 лет назад, когда он такую лекцию читал в СФУ. А ещё раньше, в 2011 году, про «колею и перевал» рассказывал новосибирский учёный Николай Розов, и мы тоже об этом писали.

Матвеев в своей лекции подробно объяснял, что, во-первых, всё зависит от системы права. Какой ресурс в экономике становится более значимым (земля, средства производства или знания), его и начинают охранять, подстраивая под него право. Во-вторых, важны институты, создание условий для обеспечения прав личности и развития общества. Тут ожидаешь услышать, что в других странах и право на интеллектуальную собственность работает идеально, и институты созданы, а мы этого не сделали. Но нет, в России тоже всё это имеется в наличии. Ведь мы уважаем международный опыт. Всё, что придумали другие, уже создали у себя.

Гипотеза Матвеева такая: меры, принятые государством, должны войти в резонанс с ожиданиями общества. А для населения всей России пока непонятно, чего добивается от него государство. Запрос на экономику знаний есть в больших городах, вот там в ближайшее время можно ожидать выхода из колеи и создания центров креативной индустрии.

А второй дефект предпринятых усилий в том, что вроде всё сделали (и деньги вложили, и кластер создали, и людей научили), но какого-то необходимого условия не обеспечили. В нашем случае — не тронули фискальную систему. И креативная экономика развиваться не хочет.

Судиться с искусственным интеллектом

Множество примеров того, какие сюрпризы нам уже преподносит и будет преподносить авторское право, было приведено в воркшопе Екатерины Чуковской, вице-президента по R&D Федерации интеллектуальной собственности. Если вы не хотите платить огромные штрафы за то, что перепостили фоточку, использовали чью-то музыку или образ из чужого произведения, советуем послушать это целиком. Объектом авторского права могут оказаться самые невероятные вещи. Например, вы просто записали тишину, а вам предъявят несанкционированное цитирование уже бывшего у кого-то перфоманса, и вы заплатите шестизначную сумму, в долларах.

Судебный процесс по поводу того, кому принадлежат права на селфи, снятое обезьяной, может длиться несколько лет.

А кто будет обладать правами на произведения, созданные нейросетью? Кстати, они уже продаются и стоят немало. Так, на основе анализа 365 портретов Рембрандта нейросеть предположила, какой бы был следующий портрет. И зрители не могут отличить его от оригиналов.

По тому же принципу скоро мы услышим, как звучала бы Десятая симфония Бетховена.

Для индустрии моды виртуальная реальность вообще — чистое творчество. Ведь если в аналоговой среде модельер сталкивается с ограничениями, то здесь он может создать платье хоть из воды, хоть из огня. И не только создать, но и виртуально примерить!

Всё это вызывает горячие судебные и теоретические споры. Обсуждается 3 варианта того, кто будет иметь право на эти продукты.

1-й вариант — права будут принадлежать тому, кто разработал нейросеть.

2-й — по чьему заказу они созданы.

3-й — кто первый эксплуатировал, тот и хозяин.

А поскольку искусственный интеллект уже начал подписывать свои произведения некими логарифмическими уравнениями, нам стоит задуматься. Но чуть-чуть времени, говорят, у нас ещё есть.

Какой университет нужен креативной экономике

Завершением деловой программы первого дня Российской креативной недели в Сибири стала дискуссия об образовании. В ней участвовал и ректор СФУ Максим Румянцев. Из его выступления мы узнали интересную новость. По типу того, как университет выстроил отношения с ресторанной индустрией (Институт гастрономии СФУ — один из самых современных и успешных), сейчас прорабатывается совместный проект с компанией «Арт-стиль» в интересах дизайнерского бизнеса. «Мы рассчитываем, что это будет гуманитарной вехой в развитии нашего университета», — сказал Максим Валерьевич.

100 креативных лидеров

Первый день завершился презентацией исследования, в ходе которого по специальной методике была названа Сотня самых креативных лидеров Красноярского края.

Сайт этого проекта интересен — можно не просто узнать имена, а подробно познакомиться с каждым героем — yenisey.100mcr.com

Похожие материалы