Обложка

Трудные подростки и их вершины

Представьте, что на вас напали хулиганы, но какой-то человек вас защитил. А спустя время уже он просит вас о помощи, но оказывается, что эта помощь криминального характера. Как поступить? Это и для взрослого человека нелёгкая задача, а для подростка — тем более. И таких сюжетов в жизни ребёнка может быть множество, мы даже порой не представляем себе — сколько.

● Ты нашёл сломанную линейку, но тут двое старшеклассников говорят, что это ты её сломал и теперь за неё должен, и каждый день требуют с тебя деньги.
● Твой друг из-за конфликта с родителями просит помочь спрятаться на время и никому об этом не рассказывать.
● В класс приходит новый мальчик из Средней Азии, который плохо говорит по-русски, над ним начинают смеяться.
● Одноклассники разбили стекло в школе, но договорились указать на того, кто этого не делал.
● Твой друг не готов к контрольной и собирается позвонить в полицию, заявить о заминировании школы.

Чтобы выбраться из «ямы»

Все эти примеры — задания настольной игры «Вершина», которую создал авторский коллектив межрегионального отдела психологической работы ГУФСИН России по Красноярскому краю. Одна из авторов — Екатерина Сергеевна КУЗНЕЦОВА — рассказывает, как игра устроена.

— Поле игры представляет собой макет вершины, к которой идут игроки — «альпинисты». Есть 5 маршрутов, которые подразумевают основные проблемные сферы жизни подростков. Это «школа», «общение», «семья», «способности» и «помощь». С какого маршрута начать, игроки выбирают сами, но для полного завершения игры надо пройти все 5 маршрутов.

Играть можно и с одним ребёнком, но не более 5 человек с обязательным участием психолога. Именно он предлагает карточки, на которые должен дать ответ участник. В случае неверного ответа можно попасть в «психологическую яму», из которой есть несколько способов выбраться, в том числе, попросив помощь наставника. Всего в игре описано 150 ситуаций-заданий, но интересно, что работающий с подростками психолог легко может заменить или дополнить предлагаемые карточки своими.

Игра может идти быстро, а может растянуться не на один час или даже день. Поэтому предусмотрены «привалы», где психолог также предлагает выполнить задания, а на самом деле — учит простым способам переключения внимания, восстановления спокойствия («подыши», «повтори движения», «прими позу председателя Госдумы»).

Игра разработана на основе исследования факторов, способствующих вовлечённости в криминальную субкультуру и формированию устойчивого криминального поведения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осуждённых, содержащихся в пенитенциарных учреждениях страны. Почему игра? Формат психологических тренингов уже неплохо апробирован в этой сфере, но не всем ребятам подходит. Трудные подростки часто скрытны, неохотно делятся своими переживаниями, проблемами, страхами, планами на будущее. Игра меняет ситуацию. Ставя себя на место другого, несовершеннолетним легче понять себя, они готовы обсуждать личные темы, сопереживать, анализировать поступки, прорабатывать проблемы и искать их решение.

Пять целей, которые достигаем

Игра «Вершина» имеет диагностическую, психокоррекционную, психопрофилактическую, коммуникативную, развлекательную функции.

Диагностика заключается в раскрытии переживаний несовершеннолетнего, особенностей его характера и межличностных отношений. В игровом процессе выявляются некоторые скрытые стереотипы, модели поведения, неконструктивные установки, конфликты, привычные способы их разрешения. Диагностика через игру позволяет понять, в какой сфере у подростков проблемы, выявить ценностные образцы поведения, получить развёрнутую картину особенностей взаимодействия.

Психокоррекционная (терапевтическая) функция. Игра способствует осознанию и отреагированию психоэмоционального напряжения, страхов, снижению напряжённости, тревоги в трудных ситуациях и перед окружающими, развивает адекватную самооценку, коммуникативные навыки, позволяет проверить себя в различных ситуациях, снять опасность значимых последствий, приобрести и закрепить положительный социальный опыт, улучшить отношение к семье, к окружающим (эмпатия), к себе.

В определённых ситуациях игра может отправить подростка в те воспоминания или обстоятельства, когда ему было трудно, тревожно, страшно, «не по себе», что каким-либо образом травмировало психику ребёнка. Здесь же, в безопасной для подростка обстановке, он может прожить эту ситуацию заново и научиться правильно относиться к тому, что причиняет боль или расстраивает. Игра обучает методам саморегуляции, способствует коррекции негативных черт характера, перестройке отношений, расширению жизненного кругозора, учит подростков организовывать и планировать собственную деятельность, способствует развитию психических функций.

Психопрофилактическая функция характеризует практическую значимость игры «Вершина», которая может использоваться как инструмент предотвращения нежелательных поступков подростков.

Коммуникативная функция: игра развивает умение слушать, высказывать своё мнение, обсуждать, запрашивать помощь. Она даёт навыки взаимодействия, противостояния деструктивному влиянию, разрешению конфликтных ситуаций без оскорблений и агрессии. Устанавливает позитивные отношения между ребятами, с психологом.

Развлекательная функция: игра вызывает интерес, создаёт пространство для самовыражения, двигательной и эмоциональной разрядки, является психологически комфортной для несовершеннолетних.

Используемые игровые и диалоговые методы помогут подросткам самостоятельно решать трудные проблемы, создадут возможность переноса знаний и положительного опыта социально приемлемого поведения из моделируемой ситуации в реальную. Через разрешение и обыгрывание ситуаций из разных сфер несовершеннолетний может получить позитивный отзыв о своих действиях, приобрести опыт социальных компетенций, важных для формирования позитивных жизненных стратегий, развития практических навыков социального взаимодействия.

Практика применения

Следует отметить, что активность психолога в игре уступает место активности несовершеннолетних. Его задача – создать условия для их инициативы.

Красноярские психологи ГУФСИН начали работу над игрой весной прошлого года, а сейчас она апробирована в двух СИЗО: в Москве и в Красноярске, а также в уголовно-исполнительной инспекции ГУФСИН России по Красноярскому краю. Говорить о долгосрочных результатах пока рано, но как минимум психологи отмечают улучшение дисциплины у своих подопечных, снижение числа конфликтов, более доверительные отношения к сотрудникам СИЗО, друг к другу, больший интерес к познавательным мероприятиям. Игра позволяет формировать у подростков «здоровые» установки, учит предвидеть последствия своих действий, закрепляет положительный опыт поведения. Сами подростки так отвечали на вопросы об участии в игре: «Узнал, как решить конкретную ситуацию»; «Оказывается, помогать людям можно по-разному»; «Попросить помощь — это правильно и нетрудно».

Сегодня ведётся работа по адаптации игры. Для этого создана рабочая группа, в состав которой вошли и представители СФУ: Ольга Чижевская, руководитель Учебно-методического центра по противодействию терроризму Координационного центра СФУ, Татьяна Артюхова, кандидат психологических наук, эксперт КЦ СФУ; Александр Астротенко, ведущий специалист КЦ СФУ; Степан Башмаков, заместитель директора ИМиФИ по воспитательной работе; Илья Русак, заместитель директора ИКИТ по воспитательной работе.

Совместная работа расширила возможности «Вершины». Благодаря этому взаимодействию проводится модернизация инструментария, вносятся дополнения в содержание. Ольга ЧИЖЕВСКАЯ: «Мы командой СФУ сами поиграли в эту игру, что позволило внести ряд предложений, в том числе для адаптации игры для разных уровней образовательной среды». Так что в скором времени «Вершина» станет хорошим «помощником» не только для ребят в изоляции, но и в обычных школах, для профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних в целом.

Что в идеале может понять подросток,
идущий к «Вершине»?

● Каждый может ошибиться, но всегда есть возможность это исправить.
● Если жизненная ситуация непростая, можно и нужно запрашивать помощь.
● Ты не один.
● Социально-приемлемые решения есть для любых ситуаций.
● В каждом из нас есть хорошее и плохое, но если опираться на хорошее, то и обстоятельства вокруг будут лучше.
● Правда всегда всплывает, и правильно быть на её стороне.

Соб. инф.
На заглавном фото — кадр из фильма «Трудные подростки»

Похожие материалы