Обложка

«Это мы не проходили, это нам не задавали…»

Собрать истории о советской школе из уст очевидцев взялись студенты 2 курса Института педагогики, психологии и социологии (ИППС) СФУ во главе с кандидатом педагогических наук Зульфиёй Ульфатовной КОЛОКОЛЬНИКОВОЙ.

Проект «Школа поколений» рассчитан на три месяца — с 1 сентября до 30 ноября. Работа вовсю кипит. В итоге должна быть издана книга из 20 интервью бабушек и дедушек, записанных студентами и школьниками. Истории дополняют сохранившиеся документы об образовании и фотографии. Но книга — вовсе не главное. Проект социальный, направлен на поддержку межпоколенческих отношений в семье и обществе, на сохранение семейных ценностей.

Зульфия Ульфатовна говорит, что идея возникла у неё, когда она занялась историей образования и писала на эту тему диссертацию. Всё, что касается истории советской школы, по мнению преподавателя, — большое белое пятно. Обычно исследователи в этой области изучают архивные материалы, нормативно-правовые документы, персоналии. А материала, который бы касался взгляда изнутри (воспоминаний, ярких впечатлений), очень мало.

— В прошлом году я вела курс по проектной деятельности в Институте филологии и языковой коммуникации СФУ. Одно из заданий было — подготовить проект, — вспоминает преподаватель. — Я увидела, что ребята затрудняются с выбором темы, и предложила им идею, которую давно вынашивала. Им она понравилась. В ходе опросов будущие филологи почувствовали «точку встречи» со своими бабушками и дедушками. Студенты говорили, что это исследование сблизило их с родными, помогло установить доверительные отношения. И мне показалось, что у проекта есть не только исследовательская, но и социальная ниша. Внуки идут с опросом к своим родным и начинают понимать: во все времена в школе есть схожие вещи — игры, забавные случаи, первые влюблённости. Своих бабушек и дедушек они узнавали с другой стороны. Например, для них было открытием, что их предки на уроках вместо шариковых пользовались перьевыми ручками, заправленными чернилами; что иногда сбегали с уроков, не хотели делать домашнее задание и т.д.

После завершения пилотной части проекта я предложила эту же тему в ИППС. Мы подали заявку на грант, и Союз женщин России нам её одобрил.

— Как проводится исследование?

— Рабочую группу проекта возглавляет студентка Виктория БИДЮКОВА, она хороший организатор, и документацию на грант мы с ней вместе готовили. В составе группы ещё четверо второкурсниц, они своих родственников опрашивают и вовлекают в эту работу других студентов и школьников. Ребята разработали анкету для участников опроса, составили вопросы для беседы. Есть в их числе и провокационный: какое образование лучше — советское или современное? Интересно также узнать, сколько длились уроки, какое было расписание, как проходил контроль знаний и т.д.

На сегодняшний день 10 историй уже собрано. Интересный материал, когда читаю — захватывает! Магистранты, которые учатся на нашей кафедре и работают в школах, тоже заинтересовались темой и помогают нам. Думаю, 20 историй мы точно соберём. При этом важно, чтобы студенты и старшеклассники сами поговорили со своими бабушками и дедушками. Нам в рамках этого проекта хочется, чтобы разговаривали не посторонние люди, а именно родные. Если бы задача была только в сборе эмпирического материала, то было бы проще, но это другая история.

— Вам с позиции исследователя чем интересна тема советской школы?

— Я член научного совета по вопросам теории и истории педагогики Российской академии образования. Точно знаю, что и моим коллегам такая книга воспоминаний будет полезна в их исследованиях. Собранный материал, возможно, выльется в монографию. Мемуары — классная штука! Хотя и субъективная. Надеюсь, исследование развеет мифы о том, что советская школа была жёсткой, авторитарной. В тех воспоминаниях, которые я уже успела посмотреть, нет негативных высказываний, большинство опрошенных вспоминают школу по-доброму, особенно если школы деревенские, небольшие. И почти все говорят о своих учителях с благодарностью, хотя трудностей послевоенное поколение детей хлебнуло немало.

Из воспоминаний уроженца Саянского района, деревни Средняя Агинка Михаила Борисовича ГОРБАРЕНКО, 1948 года рождения: «Школа у нас была с печкой, с коричневой доской и обычными кабинетами. Учебники — один на два, а то и на пять человек. Когда я в четвёртом классе учился, мы из пугачей щёлкали. И вот учительница говорит: «Выстрелит?». Я говорю: «Да нет!». И бах — ей над ухом. Она аж подскочила! И меня бах — из школы исключили…».

Мне кажется, многие вещи из прошлого возвращаются сегодня в школу. В науке их называют ретроинновациями. Например, «Движение первых». Даже название перекликается с пионерским движением. Таких моментов немало.

В этом году вместе с Ольгой Борисовной ЛОБАНОВОЙ мы выпустили монографию по школе 20-х годов. На мой взгляд, получилась неплохая работа, уже есть позитивные рецензии, отзывы.

— Какой исторический период войдёт в книгу проекта «Школа поколений»?

— Школа советского периода довольно разнообразна. Нам не довелось собрать богатый материал по сороковым годам, но есть 50, 60-е и много информации по 80-м годам. Есть, например, рассказ по национальной татарской школе военного периода. Человеку уже 92 года, и тогда ещё существовали школы, где обучение велось на родном языке, русский изучали как второй язык. Респондент рассказала, что время было бедное, и однажды учитель подарил ей гребень (она носила длинные косы, не всегда хорошо прибранные, потому что 8 детей было в семье). Видимо, этот подарок стал для неё ценным, раз спустя столько лет помнит о нём. Ещё часто ученики, у которых был хороший почерк, помогали педагогам (о печатных машинках тогда не мечтали) — вручную переписывали отчёты, журналы заполняли.

Помимо татарских в Сибири были и другие национальные школы — латышские, немецкие, чувашские. Конечно, школы были мало оборудованы, не благоустроенные, с туалетами на улице.

Из опроса понятно, что многие в советское время оканчивали неполную среднюю школу, 8 классов (иногда меньше и совмещали работу и учёбу в вечерней школе), а потом шли в техникумы, училища, где и получали среднее образование одновременно с профессией.

Что касается предметов: многие не любили математику. Интересно рассказывали про труды, какие там полезные вещи для школы делали своими руками: высаживали цветы, пришкольные огороды. И это не воспринималось как использование детского труда. Интересовались мы и школьной формой, и тем, какие праздники помнят, в какие игры играли и т.д. Просили показать школьные фото, снимки самой школы и документы об образовании.

Когда книга будет издана, планируем пригласить участников опроса в библиотеку СФУ на презентацию издания и поблагодарить их. Это и будет финальной точкой проекта. Библиотека обещает нас поддержать.

А потом можно и второй, и третий тома издать. Коллег-историков подключить, Союз краеведов... Это уже задумки на будущее.

Виктория БИДЮКОВА: «У нас хорошая команда. Даём посты во ВКонтакте, создали гугл-форму с перечнем вопросов. Можно бесконечно продолжать эту книгу. Истории очень интересные — люди жили в разных регионах, в разное время. Я долго думала, как мне визуально представить этот проект, какая может быть обложка у книги. Долго сидела с нейросетью, описывала всё, что мы делаем, в деталях. И нейросеть выдала не один, а несколько вариантов (см. на заглавном фото материала)! Есть реалистичные, а есть и мультипликационные решения. Какой образ мы в итоге выбрали, пока секрет. Но я лишний раз убедилась, что современными технологиями стоит пользоваться».

Похожие материалы