Обложка

«А я действую так»

Перед Днём преподавателя высшей школы мы спросили у студентов в телеграм-канале СФУ — «о ком из ваших педагогов стоило бы написать в газету?». В итоге из небольшого списка случайным образом выбрали Ирину Зыкову и сделали материал о ней.

Но мы бы хотели, чтобы и другие имена появились в нашей газете, раз их назвали! Сегодня эти преподаватели по нашей просьбе делятся тем, в чём состоит их особый подход к сердцам и умам студентов.

Заместитель директора по учебной работе Института экологии и географии Ирина Викторовна БОРИСОВА

— В чём заключается мой подход к сердцам и умам студентов? Прежде всего, я понимаю, зачем я здесь: чтобы учить, как бы банально и очевидно это ни звучало. Учить уже взрослых людей так, как умею и могу. Я люблю свою предметную область, и мне хочется, чтобы и студенты её если не полюбили, то хотя бы с интересом узнавали для себя что-то новое. Стараюсь показывать им неоднозначность этого мира и отношений между людьми, которые могут быть разными. Даю возможность смотреть на то, что их окружает через призму естественных наук в сочетании с человеческим восприятием.

Я человек эмоциональный, и это, безусловно, проявляется в моей манере подачи материала. Быстро запоминаю имена и фамилии студентов, поэтому всегда могу на занятиях индивидуально к каждому обращаться. Кого-то хвалю, кого-то ругаю. Прилежных, дисциплинированных, всегда готовых к занятию студентов учить легко, но попробуйте научить тех, кто этими качествами не отличается. Вот тут надо постараться. И чаще это получается.

Преподаватель я суровый, но справедливый )

Выпускница отрекомендовала И.В. так: «Вела почвоведение, и это было просто невероятно. Сложные темы объясняла настолько доступно, что даже после стольких лет информация свежа в голове. Практика по почвоведению — одно из самых приятных воспоминаний студенчества».

Доцент кафедры охотничьего ресурсоведения и заповедного дела Игорь Кондратьевич ГАВРИЛОВ

Получил такую рекомендацию: «И практики, и лекции давали возможность формулировать и отстаивать свою точку зрения. Научил дискутировать. Показал значимость науки и научного исследования».

Игорь Гаврилов в СФУ совместитель. Основная работа — руководитель естественно-научного отдела краеведческого музея. А вообще имеет богатый опыт: более 30 лет в педагогике, был проректором по науке в педуниверситете, работал в министерстве экологии. Много ездил в экспедиции: и на Север, и в Монголию, Китай. Вот опытом, жизненными ситуациями и цепляет студентов.

«Со студентами надо говорить на разные темы. Не в плане менторства, а искренне, они это ценят. Я говорю им: ведь скоро вам придётся отвечать за то, что происходит вокруг. А значит, надо сейчас вникать, разбираться».

Под этого преподавателя, представляющего работодателя, на кафедре ввели дополнительный курс «Музейное дело в экологии», и многие занятия он проводит со студентами как раз в музеях.

Доцент кафедры химии Политехнического института СФУ, кандидат технических наук Ирина Дементьевна ЗЫКОВА

— Ни для кого не секрет, что отношение студентов к предмету напрямую зависит от их отношения к преподавателю. Я люблю свою работу и пытаюсь сделать так, чтобы мой предмет студенты любили и от процесса обучения получали положительные эмоции. В этом мне помогает позитивное отношение к жизни, прирождённое чувство юмора, доброжелательность и принятие студентов такими, какие они есть. Правило «относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» в данном случае действует безоговорочно.

Александр Сергеевич КОВАЛЁВ — профессор кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций, доктор исторических наук

Вот что о нём написано в ТГ: «Даёт сложное (методологию) просто, с огромным количеством примеров, потом обязательно подкрепляет практикой. Многие только на его лекциях в магистратуре поняли, как формулировать эти самые: цель, объект, предмет и как правильно написать название исследования или статьи».

— Мой секрет в самой искренней и преданной любви к исторической науке, которой пытаюсь «заражать» тех, кого учу. Стремлюсь выстраивать диалог со студентами и принимать разные мнения, пытаюсь помогать преодолевать неуверенность в себе, развивать аналитическое и критическое мышление. Не забываю учиться сам, быть всегда в курсе последних исследований, новых открытий и теорий в области истории, транслируя свою позицию студентам. Развиваю познавательный интерес и желание научиться чему-то новому, пытаюсь превращать сложный предмет в понятный. Стремлюсь поддерживать конструктивную атмосферу на занятиях, стать примером и вдохновением для студентов.

Николай Николаевич ЖЕЛЕЗНОВ, доцент кафедры физической культуры, руководитель Спортивного клуба СФУ

Вот что нам написали о нём в телеграм-канале: «Каждое занятие физкультуры, которое он ведёт, как отдельный вид искусства. Человек не просто даёт нагрузку, а на себе показывает все упражнения для студентов, причём так, как будто это у него тренировка сборной по футболу, а не просто занятие».

А сам Николай Николаевич так объясняет секреты своего педмастерства: «Мои собственные студенческие годы растянулись почти на 17 лет: я окончил техникум, потом Политехнический институт, потом заочно — Педагогический университет. И я хорошо понимаю, чего хотят студенты. А хотят они в первую очередь понимания и человеческого отношения. Поэтому я на них не кричу, не обзываю, не ругаю за опоздания. Наоборот, стараюсь идти на уступки, особенно это касается девушек. На занятиях люблю пошутить, рассказываю о спорте — студентам это нравится».

Похожие материалы