В своей авторской рубрике "Онтологический вопрос", кандидат философских наук, доцент кафедры социологии Татьяна Анатольевна ФЕНЬВЕШ рассуждает на поднятые вами темы.

В ногу со временем?

«В одном из интервью Ю.Н. Афанасьев, бывший ректор Российского государственного гуманитарного университета, говоря о требованиях к самообразованию человека (и вообще о достижении какого-то профессионального уровня), привел цитату из Льюиса Кэрролла: «Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» Вроде как таков темп современного мира, и такого напряжения сил он требует. А если человеку глубоко претит и эта гонка, и бесконечные «инновации» (ради самого процесса), и многознание, которое далеко не то же самое, что мудрость? Означает ли это, что я заведомо выбираю отсталость, жизнь на обочине, в стороне от современных процессов (признаюсь, этого бы мне не хотелось?). Насколько эти требования (скоростей, конкуренции, изменчивости) тотальны?»

Мария Е., студентка

Хорошо идти в ногу со временем. Но хорошо ли в ногу со временем бежать или даже нестись сломя голову? Какая в этом необходимость и долго ли может человек вынести такой темп? Еще две с половиной тысячи лет назад неторопливый грек Гесиод сетовал на то, что людям железного века «не будет передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, и от несчастий». Напророчил. Мы торопимся сделать как можно больше чего-нибудь, дабы не отстать от времени. И как раз этого-то времени и не хватает, чтобы осмыслить сделанное: хорошее оно получилось или плохое, полезное или бесполезное… Одним словом, камо грядеши?

Человек стремится создавать нечто новое, никогда ранее не существовавшее, ему так положено по культурно-антропологическим показателям, так как он есть существо творческое. Это-то замечательно. Но не следует забывать, что творчество – осмысленный процесс, если и не в своем протекании, то уж в анализе результатов обязательно. Анализировать же сделанное можно, лишь опираясь на имеющийся опыт. В творческом процессе всегда присутствует диалектика традиции и новации, предполагающая серьезное, ответственное отношение к созданному. Стремление лишь к новому производит странноватое впечатление, если не сказать страшноватое.

Мы торопливо (как бы не опоздать неизвестно куда!) создаем нечто (!) и, толком не разобравшись со своей очередной креатурой, забываем о ней, бросаем в кучу таких же пестрых, ярких и никому не нужных игрушек. Вот уж в самом деле, нет передышки ни ночью, ни днем…

По мнению О. Тоффлера, подавляющее число материальных ценностей, с которыми мы имеем дело в повседневности, впервые создано нынешним, восьмисотым поколением людей (Тоффлер в отличие от Гесиода был человеком дотошным и в точности подсчитал, что за 50 тыс. лет человеческой истории сменилось 800 поколений людей). Через каждые 15 лет количество окружающих нас предметов удваивается, внутренний же, психологический мир человека не в состоянии так быстро приспосабливаться и эффективно взаимодействовать с быстро меняющимся окружением. Отсюда неизбежность психологического шока, ожидающего нас в недалеком будущем. Что тут скажешь…

Однако в этой связи я, собственно, хотела порассуждать о соотношении дилетантизма и профессионализма в современной культуре. Когда-то Исаак Ньютон сказал: «Я видел так далеко потому, что стоял на плечах гигантов». Что же нам может служить опорой, где то возвышение интеллекта и духа, с которого современный человек может увидеть свое будущее? Наша торопливая суета на предмет создания «новенького» отчетливо отдает дилетантизмом. Сам-то по себе дилетантизм как способность мгновенно реагировать на ситуацию без глубокого ее анализа за счет интуиции и импровизации – неплох (Р. Бенедикт). Но это тактика, сиюминутные решения в сиюминутных обстоятельствах. Оригинальные решения, фейерверк решений сами по себе ни к чему не приведут, если не будут укладываться в рамки определенной стратегии. Стратегия же суеты и торопливости не терпит, дилетантизм ее только раздражает, она нуждается в профессионализме. А где его взять? Мы так привыкли подменять фундаментальные знания, в которые отливается общечеловеческий опыт, новизной и оригинальностью, так привыкли полагать, что это и есть возможность проявить истинную творческую природу человека, что даже и не понимаем, что давно живем в состоянии шока. До стратегии ли тут! В собственноручно созданном эфемерном мире бы окончательно не сгинуть...

Средняя оценка: 4.1 (проголосовало: 23)