Ударим методологией по проблемам

Участники семинара задали докладчику вопросы. Их содержание сразу выдало настроение собравшихся – все хотят говорить конкретно об университете! Именно этим и будет заниматься семинар дальше, пообещали и ректор, и В.С. Соколов, а установочный доклад был дан «для разгона».

Первый вопрос «из зала» был о системе управления СФУ – как ее оценивает советник ректора? В.С. Соколов: «Она еще не сложилась, а только складывается. Для такого сложного и большого организма, как наш университет, на это требуется 2-3 года. Сегодня руководство занято решением скорее текущих задач, но постепенно переходит и к стратегическим. Конечно, есть вещи, которые людей нервируют. Но в целом руководство – на высоте, учитывая сложность ситуации». Ректор же добавил, что определенные этапы университет должен пройти. В ЮФУ, скажем, до сих пор вузы существуют почти самостоятельно, а мы в 2007 году приобрели опыт – как потратить консолидированный бюджет в 6,5 млн рублей. Пусть это было со сложностями, даже и с ошибками, но «мы идем, двигаемся».

Другой репликой стало замечание о том, что упомянутая в докладе заинтересованность государства США в высшем образовании, это, конечно, хорошо, а вот «заинтересованность» нашего государства – какого-то странного свойства: развитие двух пилотных проектов образования оно пытается вести старыми методами (была упомянута низкая зарплата)… «Это так и не так, – сказал В.С. Соколов. – Согласитесь, все-таки вопрос о деньгах, финансировании сегодня стоит не так остро. Уже само создание федеральных университетов – это прокладывание дороги. Добиваться же достойной заработной платы нам надо самим. А в целом – необходимо потерпеть и мобилизоваться». Ректор добавил, что, как всем известно, документы по системе оплаты труда давно находятся на рассмотрении «наверху». Мы не теряем надежды, что принципиальное решение будет принято. Если же нет, руководство вуза продумывает «запасной вариант» – пытаться решать эти вопросы с 3 квартала за счет внутреннего ресурса.

На первом в новейшей истории университета методологическом семинаре «Стратегия развития СФУ» с сообщением выступил инициатор проведения встреч в таком формате – академик РАО В.С. Соколов. Доклад советника ректора назывался «Высшее образование и наука как определяющие условия перехода России к инновационной экономике», а построен он был на сравнительном анализе ситуации в экономике и высшем образовании США и России. Вниманию преподавателей, сотрудников, студентов, проректоров, заполнивших самую большую аудиторию главного корпуса, были предложены убедительные цифры, графики и схемы, которые доказали: отставание нашей страны стало угрожающим. Возможно, для части присутствующих содержание доклада и не стало открытием, но для вводного, самого первого, можно сказать установочного сообщения на семинаре, который будет обсуждать стратегию развития нашего вуза, тема была выбрана верно.

Основной посыл доклада можно коротко сформулировать так: именно высшая школа, ставшая главным приоритетом для США в середине 20 века (так дело обстоит до сих пор), и вывела страну – ее экономику, качество жизни – на высший уровень в мире. Толчок дал «Закон об образовании в целях национальной безопасности», который был принят в США после запуска Советским Союзом искусственного спутника в 1957 году – достижения СССР стали шоком для Америки. За последние 50 лет США вложили в высшую школу более 5 триллионов долларов! Порядка 7 процентов валового национального продукта США идет сегодня на высшее образование, у нас же эта цифра – 3 % (нужно учитывать и то, что размер нашего валового продукта значительно ниже…). Специалисты, подготовленные высшей школой, которой уделяется столько внимания и средств, принципиально изменили картину экономических показателей США: именно Америка, в частности, является сегодня лидером по производительности труда, за последние 50 лет она выросла там в 25 раз (Россия сегодня отстает в 5-6 раз). Количество обучающихся в высшей школе в течение 50 лет в США неизменно росло, и в 2006 году в рядах студенчества было около 18 миллионов человек. Российских студентов в том же году было порядка 6 миллионов, причем практически половина из них – переизбыточные для страны экономисты и юристы (система реагирования на рынок в США гораздо гибче). В структуре средств, которые имеет университет или колледж в США (в среднем в государственном вузе), около 10-12% – это плата студентов за обучение, 40% – государственные инвестиции, 5-7% – эндаумент, 5% – средства от различных фондов, а вот около 40% университеты зарабатывают сами (имея свои производства, лаборатории и пр.).

Часть доклада В.С. Соколов посвятил науке в вузах. Если изложить суть кратко, то те средства, которые идут в российских университетах на науку (и в СФУ, в том числе) – это «отсутствие науки», в США же дело обстоит иначе, там даже в уставах вузов, в государственных законах прописано, что наука является способом подготовки специалиста (а не только получением новых технологий, достижений и т.д.).

Подводя итог, Вениамин Сергеевич еще раз подчеркнул: как и в США, у нас в стране именно высшая школа должна отвечать за качество экономики и уровень жизни. Создание двух федеральных университетов – это первые пробные шаги в создании инновационной экономики России. Важно даже не то, чтобы выпускники СФУ и ЮФУ котировались, именно мы должны влиять на государственную политику, помогая формулировать задачи – в области законодательства, создания новых рабочих мест и пр. То есть задача – по гамбургскому счету – перед нами стоит по-настоящему государственная: быть первопроходцами. Нам нужны принципиально новые учебные планы, принципиально новые организационные формы и т.д.

Открывая семинар «Стратегия развития СФУ», ректор Е. Ваганов обозначил формат встреч как открытую площадку для обсуждения задач, причем не только стратегических, несмотря на название, но и тактических. И предложил участникам семинара формулировать конкретные задачи для реализации, выразив надежду на то, что здесь прозвучат и прорывные мысли и идеи. В целом же цель семинара Евгений Александрович видит в том, чтобы, даже имея проработанную в деталях Программу развития СФУ до 2010 года, мы попробовали заглянуть дальше.

На 2008 год запланировано проведение еще 5 семинаров. В этом учебном году – в апреле и мае. Все вопросы, возможную тематику, персоналии докладчиков можно отправлять на электронную почту ректората (rector@sfu-kras.ru). В завершение семинара прозвучало предложение обсудить в следующий раз тему «Как университет может зарабатывать деньги».

Мнение участника семинара

О.П. Калякина, директор Центра комплексного мониторинга Управления по развитию СФУ: «Хотя первая тема и была довольно любопытной, я все же с интересом жду именно обсуждения стратегии развития СФУ. Вопросов, замечаний, мнений у сотрудников и преподавателей много, а вот площадки для их обсуждения до сих пор в университете не было. Так что семинар – идея хорошая. Как она будет реализована, зависит от нас с вами».