Крадущийся мститель, затаившийся патрон

В кино ходила Анна МЕРЗЛЯКОВА

Когда идёшь в кинотеатр за очередным фильмом от братьев Коэнов, надеешься: «Ну, давайте, ребята, не подкачайте!». Потому что от этих американских парней, заявивших о себе громко с первой же стилизованной криминальной драмы «Просто кровь», привыкаешь ожидать хорошую, априори качественную, а иногда и шедевральную картину. Хоть Итан и Джоэл Коэны заявляют, что каждый их фильм – «просто фильм», зритель знает: режиссёры предложат после сытного обеда ещё и домашнего пирога. И с новоиспечённой «Железной хваткой», номинированной на «Оскар» в этом году за режиссёрскую и сценарную работу, также: невозможно не проглотить этот правильный, красивый вестерн. Слишком круто снято.

К вестерну Коэны уже пристреливались, используя его жанровые фишки в разных картинах, в том числе в картине «Старикам тут не место», взявшей в 2008-м четыре «Оскара». Там были и сцены погонь, и перестрелки, и пересечение американо-мексиканской границы. Но на этот раз братья крепко схватились за вестерн и довели его до внятного, нового для себя высказывания, возможно, в первый раз за всю карьеру отойдя от фильмов-анекдотов, пропитанных мрачным взглядом на окружающую действительность, обезоруживающей иронией над обществом и американцами, а порой и едким цинизмом, как в фильме «Фарго». И позволили себе быть детьми: честными, сентиментальными романтиками, которым не чужда трогательность и человечность.

Сюжет «Железной хватки», собственно, и помогает режиссёрам слегка уйти в детство, когда «деревья были большими», а книжки — с захватывающими приключениями. Ибо в основе фильма — книжка Чарльза Портиса, изучаемая американцами в школе. Коэны-индивидуалисты уже доказали на примере «Стариков», что с чужим материалом они работать умеют. А теперь ещё уверили зрителя, что и такие профессиональные подножки, как снятый в 1969 г. по этому же роману вестерн, где за главную роль Джон Уэйн получил свой «Оскар», им не страшны. История о 14-летней мстительнице с косичками Мэтти Росс, отправившейся в индейские земли искать убийцу своего отца — Тома Ченни, обретает у Коэнов новый объём и смысл, не теряя при этом ни юмора, ни иронии.

Ремейк забытого вестерна снят абсолютно без коэновского стёба, напротив: братья оживляют давно запылившийся жанр серьёзно, чисто и по всем правилам. В «Хватке» есть и дикой красоты индейские пейзажи лесостепного Запада, и висельники на дереве, и пули в лоб, и герои, жаждущие мести и не боящиеся смерти. Всю эту книжную подоплёку прекрасно поддерживают харизматичные актёры. Джефф Бриджес, сыгравший одноглазого старикана-вояку, больше похожего на бомжа, чем на классического героя вестерна, чистенького и геройствующего.

Коэны опять ломают условности, напоминая, что и ковбой бывает человеком, выпивающим и не попадающим в подкинутую в небо лепёшку. Деловитую маленькую мстительницу Мэтти, лишённую чувства юмора, но ожидающую от поисков убийцы приключений, на удивление сильно, с горчинкой, играет дебютантка Хайли Стейнфилд, по-мужски смело вписавшаяся в компанию именитых актёров. Определив же Мэтта Дэймона на роль комплексующего техасского рейнджера со шпорами на туфлях, Коэны будто подмигивают зрителю, предлагая тихонько поглумиться над геройствующим дурачком. Да и вообще «Железная хватка» — очень смешной фильм, с резким пистолетным юмором, не переходящим в злую иронию.

Свой вестерн братья Коэны будто сняли в расслабленном состоянии, достав из себя мальчишек, начитавшихся в детстве книг Марка Твена. Отсюда и вся эта старая история о судьбе, дорогах и тех, кто на них встречается, опутана балладностью и слегка книжностью. Диалоги поддерживает поднимающая боевой дух музыка Картера Бёрруэлла, а железные герои «Хватки» не заплачут о получившем пулю в спину человеке, но всю жизнь будут вспоминать загнанную лошадь, умершую под звёздным небом. «Железная хватка» — честный сентиментальный вестерн, один из редких фильмов Коэнов, после которого не хочется застрелиться.

Похожие материалы