Институт филологии и языковой коммуникации: Филипп МОДЕСТОВ

В расписании Филиппа сложно найти свободную минуту, особенно сейчас, в пору госэкзаменов и защиты дипломов. Все сложности, с которыми сталкиваются выпускники, для него нужно умножить на два, ведь Филипп — студент сразу двух вузов: Института филологии и языковой коммуникации СФУ по специальности «Лингвистика» и Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке по специальности «Вокальное искусство» (профиль «Академическое пение»).

Всё, за что берётся Филипп, у него получается блистательно. Окончил школу с золотой медалью, сдав ЕГЭ на 100 баллов сразу по двум предметам — литературе и русскому языку. В обоих вузах учится на «отлично» и показывает выдающиеся результаты. Он лауреат международных вокальных конкурсов. При этом, общаясь с ним, понимаешь, насколько это деликатный молодой человек, а за каждой его победой — огромный труд.

В Культурном центре Елены Образцовой, (Санкт-Петербург)  — на Всероссийском конкурсе камерной вокальной музыки  им. Е.В. Образцовой

В Культурном центре Елены Образцовой, (Санкт-Петербург) — на Всероссийском конкурсе камерной вокальной музыки им. Е.В. Образцовой

Предыдущие недели были особенно напряжёнными, признаётся Филипп. Так совпало, что одновременно нужно было готовиться к государственному экзамену по классу музыкального театра в Москве (он на «отлично» исполнил партию Володи Гаврилова в опере Р.К. Щедрина «Не только любовь») и к постерной сессии «Молодые исследователи в мире науки и практики» в рамках II Международного форума языков и культур в Красноярске. Но такое «наслоение» задач — скорее норма жизни, к которой он привык за четыре года.

Выручает разница во времени между Москвой и Красноярском — 4 часа. Обычный день выглядит так: «В 5-6 утра звенит будильник, и я занимаюсь вместе с красноярскими одногруппниками по скайпу, слушаю лекции, отвечаю на семинарах. Потом бегу в московский институт (занятия по специальности и теоретическим дисциплинам, спевки, оркестровые, сценические репетиции в оперной студии). Возвращаюсь, выполняю домашние задания и не позже двух ночи стараюсь лечь спать, чтобы набраться сил перед новым учебным днём».

Своим главным достижением Филипп считает звание лауреата сразу двух краевых именных стипендий. В январе 2021 года он был удостоен стипендии имени В.П. Астафьева — за достижения в области образования, языкознания и литературоведения и стипендии имени Д.А. Хворостовского — за достижения в области музыкального искусства.

Надо отметить, что Дмитрий Хворостовский в судьбе Филиппа сыграл важную роль. Легендарный баритон благословил его на музыкальную карьеру и дал совет — учить иностранные языки. Сейчас Филипп владеет пятью языками: английский, немецкий и французский учил в СФУ, итальянский — в Московском институте музыки, а испанский — самостоятельно. Причём, начав учить немецкий с нуля, спустя три года получил Goethe-Zertifikat B2, а ещё занял первое место в Международном конкурсе художественного перевода, для которого перевёл стихотворение современного немецкого поэта. В перспективе Филипп планирует изучать и другие языки. «Огромное количество вокальных произведений, написанных на чешском, польском, норвежском и других языках, редко исполняются, хотя заслуживают внимания музыкантов. Это и «Русалка» А. Дворжака, и вокальные сочинения Ф. Шопена, и романсы Э. Грига, и опера «Джалиль» татарского композитора Н.Г. Жиганова, которые мне бы очень хотелось исполнить на языке оригинала», — говорит он.

На вопрос, кем считает себя — лингвистом или оперным певцом, — Филипп отвечает: «Сложно разделить. Для меня это взаимосвязанные части единого целого. Я убеждён в том, что оперный певец должен не только учиться пению, но и глубоко знать языки, на которых поёт. Без этого невозможно добиться правды в исполнении вокальных произведений. Совсем недавно я сдавал экзамен по камерному пению, где исполнял вокальный цикл немецкого композитора Ф. МЕНДЕЛЬСОНА-БАРТОЛЬДИ из шести песен для голоса в сопровождении фортепиано. Это целая история любви героя, которую понять и передать слушателю без знания немецкого языка вряд ли получится. И дело не столько в правильном произношении, сколько в необходимости пропустить через себя тот глубокий смысл, который заложили композитор и поэт».

Как можно добиваться успехов и в музыкальном искусстве, и в лингвистике? Филипп и сам постоянно задаёт себе этот вопрос: «Мне кажется, что в первую очередь надо ответственно подходить ко всему и любить то, что ты делаешь. А во-вторых, конечно, без труда и кропотливой работы невозможно добиться результата. Самодисциплина и поддержка моей семьи превращает невозможное в возможное, а сложное в простое».

Кстати, дипломная работа Филиппа в СФУ тоже на стыке двух дисциплин — «Музыкальный язык Рихарда ВАГНЕРА как сложная семиотическая система». Эта актуальная и во многом новаторская тема была поддержана грантом Баварского академического центра BAYHOST, что открывает возможность для совместной работы с немецкими исследователями.

Специальные вопросы для Филиппа

— Когда у вас появился первый концертный фрак?

— Когда состоялся мой первый сольный концерт в Красноярске совместно с солистом Большого театра, заслуженным артистом РФ Романом МУРАВИЦКИМ. Мне только исполнилось 17, это было значимое событие в моей жизни, до сих пор помню этот день. Мне кажется, концертный фрак тогда даже помог мне справиться с волнением и придал уверенности в себе.

— Какая мелодия стоит у вас на телефоне/будильнике?

— Самая обыкновенная. Я замечаю, что у музыкантов часто вместо обычного звонка стоит какой-нибудь фрагмент симфонии Моцарта или Бетховена. А тенора любят ставить на телефон песенку Герцога из оперы Верди «Риголетто». Я отношусь к этому проще, для меня главное — чтобы звучала красивая мелодия.

— Есть музыкальное произведение, которое в любой ситуации может поднять вам настроение?

— Песни итальянского тенора Андреа БОЧЕЛЛИ. Его удивительный голос дарит радость и воодушевляет.

Похожие материалы