Валентина ЧЕЛАЗНОВА, редактор газеты СФУ, Алла ВОДОЛЕЕВА, ведущий методист в Русском музее, г. Санкт-Петербург

Текст с комментариями

Алла Водолеева

Алла Водолеева

*Предварительное примечание. Написав свои воспоминания, я решила сверить их с Аллой Водолеевой. В результате она вместо своего текста просто сделала несколько сносок к моему, придав ему своеобразный академический оттенок – просто «Литературные памятники» получились, с комментариями)) Так что авторство здесь двойное.

Если за все эти годы что-то в памяти напуталось — прошу извинить. Но на данный момент мои воспоминания выглядят так.

Нас было 60 человек (две группы по 25 поступивших + резерв, кандидаты, которых должны были зачислить окончательно или отчислить по результатам первой сессии; кстати, не помню, чтобы кого-то сразу отчислили, хотя потом несколько человек ушли).

Нам выделили по одной аудитории на группу на Маерчака, 6. Там тогда учились биохимики, а филологов первоначально присоединили к юрфаку. Юрфак располагался с старинном знании на Мира, 49; но туда мы ездили только на физру в зале и на факультетские вечера, где юристы принимали нас как нежелательных чужаков.

Валентина Ефанова (Челазнова)

Валентина Ефанова (Челазнова)

Пять лет фактически в одной аудитории, по-спартански. Единственная собственная не арендованная локация отделения – кабинет русского языка и литературы. Там в многочисленных шкафах вроде как хранились архивы, материалы практик. Занятия в кабинете получались более камерные, и он был «нашим», казался уютным.

Учились всегда во вторую смену, что по факту занимало весь день, но придавало распорядку жизни что-то богемное (до сих пор мне кажется подвигом начинать рабочий день, скажем, с 8 утра).

В потоковых аудиториях сидели за длинными партами по трое. Интересно: кто с кем сел в первый месяц — как правило, с тем и дружил все студенческие годы. Конечно, кто-то уже был знаком. Ольга Иваненко с Аллой Водолеевой, обе из 10-й школы1, сидели вместе — и махнули мне рукой, приглашая быть третьей. Так и осталось на все годы учёбы, а с Аллой — на всю жизнь.


1Нас было много :)) ещё Серёжка Федорченко, Лена Осетрова и Маринка Шевнина из 10-б.

У нас были разномастные преподаватели: разные школы, разный стиль преподавания. Сразу чувствовалось, кто с бэкграундом педа (диктовка), а кто — из МГУ (как преподаватель иностранной литературы утончённая Ольга Асписова2). Как теперь понятно — преподаватели тоже притирались друг к другу, им было интересно стоять у истоков, образовываться в коллектив. Изначально их было человек 8-10, но по мере появления новых дисциплин и нашего перехода с курса на курс возникали новые лица — и это всегда было событием: Шмелёва, Паперный, Редько, Савельева.

2С Ольгой Станиславовной были на фольклорной практике. Каждое утро начиналось с «Michel, ma bellе...». Чья это была кассета? — Сорокопуда или Олейникова? Нам так хотелось праздника, что мы придумали мой день рождения. Деликатная Асписова, конечно, наш обман поняла, но не подала виду. А мне до сих пор неловко об этом вспоминать.

Трагедией стала смерть Ивана Ивановича Литвиненко3, заведующего нашим отделением: он был в летевшем в Иркутск и разбившемся самолёте. Официально о таких вещах тогда не сообщали, только в университетской газете некролог и слова прощания; у нас был траур.

3Лекции И.И. были суперэмоциональны. Тема «Падение редуцированных» в его исполнении звучала почти как разграбление Рима варварами.

Не буду описывать тогдашние впечатления от своих однокурсников, тем более с годами всё менялось. Кто казался смешным, потом мог оказаться близким по духу, почти родным; кого не замечал — неожиданно раскрывался. Оглядываясь назад, можно удивляться, насколько в ту эпоху «тоталитаризма» все выросли разными, особенными (сейчас молодёжь кажется примитивнее; но, наверное, это не так). Не сказать, что мы поголовно дружили, скорее, держались небольшими группами. Того единодушия, чувства сообщества, воодушевления, как у студентов 60-70-х, уже не было в 80-е. Но и никакой автономности тоже; дружелюбие, расположение и интерес друг к другу с годами только росли4.

4А в стройотряде — в Чечне — мы еще подружились с «младшенькими» филологами.

Первый год мы не вылезали из библиотеки (нам давали большие списки литературы) и не пропускали занятий. А потом… Не все лекции казалось нужным слушать, по некоторым достаточно было переписать конспект, что я и делала, особо ценя конспекты Лены Осетровой, подробные и аккуратные. Неизменно посещала, кажется, только Шмелёву и Лозинского5, 6.

5Евгения Андреевича не забуду!!! Его большую фигуру и кокетливый «зачёс». Когда открывали окно, он, придерживая его рукой, шутил о девушках в пышных юбках на приморском бульваре. Ненавидел Жорж Санд за то, что погубила прекрасного Шопена (вполне разделяю) и Малера (не помню, за что, но Малера люблю). С него началась моя любовь к Моцарту и барочной музыке.

6Не пропускала ещё английский. Не помню, к сожалению, как звали преподавательницу, но она так умело «мотивировала» меня на одном из первых занятий, что даже такая нерадивая студентка, как я, впредь ниже пятёрки не получала.

Когда мы были на втором курсе, умер Брежнев. Это стало потрясающим событием для страны. О генсеке, конечно, никто не сожалел, но было ясно, что привычный мир закончился. Так и случилось.

Из памятного, но касающегося только меня.

Помню у Бытевой7 мы сдавали теорию языкознания, там было две какие-то разные концепции, а мне показалось: так нет же между ними противоречия, зачем эти учёные из пальца высасывают споры! И я объединила две точки зрения в одну, «непротиворечивую». Бытева это сочла чуть не кощунством.

7 Бытева «мотивировала» своеобразно — на своей первой лекции огорошила нас: «Вы думаете, что вы лучшие из лучших, а вы – лучшие их худших!». Так и не поняла, за что она нас так :((

Наталья Анатольевна Редько была специалистом по англоязычной драматургии, а я подготовила для ответа на второй вопрос (по выбору) Теннесси Уильямса, нравился мне тогда «Трамвай Желание», «Стеклянный зверинец». Но Редько отнеслась к этому ревностно — и я с недоумением (в кои-то веки готовилась и любила) получила оценку меньше, чем рассчитывала.

Вообще памятны сессии. Ещё один экзамен, у Миры Сергеевны Савельевой. Она тогда приехала в первый раз из Казани, прочла лекции, должна была выставить оценки и уехать. Зима, на улице минус 40, а у меня температура под сорок. Но поехала сдавать, на такси, поддерживаемая старшей сестрой — другого преподавателя не предполагалось, и хвост не у кого было бы ликвидировать.

А закрывая долги по физре, помню, пришлось у юристов на Мира мыть сауну (удивилась, что в принципе она обнаружилась в учебном корпусе — видимо, для борцов после их тренировок). Говорят, другие мыли автомобили преподам.

Курсовая по литературе (на 3 курсе?). Не помню руководителя, какая-то новая дама8. У меня тема «Бесы» Достоевского, и в тексте курсовой я не раз цитировала Новый Завет. Преподаватель на консультации говорит: «Эти цитаты вы, конечно, взяли из каких-то литературоведческих статей, а ссылки только на главы и стихи». А я отвечаю: «Да, потому что это собственно из Евангелия, оно у меня дома есть». Действительно было: обгорелое, без начала, какие-то баптисты принесли соседке-инвалиду. Но преподаватель удивилась. Такое время: не предполагалось духовной литературы на руках.

8Вот и я не помню. Симпатичная. Поставила мне трояк за курсовую о Гоголе, было обидно :(((

Не могу не сказать о Татьяне Викторовне Шмелёвой. Я имела специализацию секретаря-машинистки (получила ещё в учебном комбинате школьницей, помните такую форму профориентации советских детей?). И меня вместо колхоза и один раз вместо практики оставляли работать на кафедре, печатать методички. Т.В. понравилось, как я напечатала её брошюрку (не так много ошибок, видимо, как обычно у машинисток). А потом она обнаружила, что я прогульщица (не по её дисциплинам, а вообще). И говорит: «Зачем вам университет? У вас прекрасная профессия, вот и работали бы». Это меня задело, и задание по её семинару я постаралась сделать на совесть. Но в целом Т.В. все годы в университете, да и после относилась ко мне с такой необъяснимой деликатностью и бережностью, что это стало, пожалуй, главной памятью сердца о филфаке.

Похожие материалы