Обложка

Когда коммуникация провалилась

Всем нам приходится много общаться с людьми — коллегами, родными, случайными встречными (например, с кондукторами). И как же часто случаются коммуникативные провалы! Как вы считаете, почему и что люди делают не так при коммуникации? А может, у вас есть собственный пример, когда коммуникация получилась идеально или когда что-то пошло не так и из-за чего?

Ксения ЧЕРНЫШЕВА, студентка ИСИ, 4 курс: «Считаю, основой для успешной коммуникации является заинтересованность обеих сторон в качественном общении или взаимном обмене. Прекратить общение с кем-то всегда легче, чем пытаться выстроить диалог. Поэтому это всегда труд обеих сторон».

Захар МАТВЕЕНКО, ЮИ, 3 курс: «На мой взгляд, коммуникация часто проходит неуспешно из-за недосказанности. Люди не всегда договаривают свои мысли, цели. Также одной из причин является неумение слушать собеседника и концентрироваться на его речи. Из этого вытекают неправильные действия и конфликты».

Ирина ГЛУШАЧ, помощник руководителя ИЭГУиФ: «Изобилие в речи англицизмов. Использование их оправдано лишь тем, если нет русского аналога в языке. В обратном случае велик шанс недопонимания у собеседника. Иногда, например на собрании, в речи докладчика англицизмов слишком много. Может, он хочет тем самым подчеркнуть свою экспертность в выбранной теме, а выходит наоборот: свою мысль полностью до слушателей он не доносит».

Данила ВИНОГРАДОВ, ИНиГ, 1 курс: «Многие сосредоточены на том, чтобы выразить собственную точку зрения, и не уделяют внимания словам партнёра в разговоре. Прерывают собеседника, а это не только мешает потоку мыслей другого человека, но и демонстрирует неуважение к его мнению. У меня есть друг, который постоянно перебивает меня и других, ему нужно высказаться самому. Слушать, что говорят другие, — это не его. Из-за этого с ним непросто говорить на какие-то темы».

Жанна МИРОНОВА, ИЭГУиФ, 5 курс: «Наверное, главная ошибка в повседневном общении — привносить свои личные взгляды в разговор с человеком, особенно если вы видитесь впервые. Общение должно строиться на нейтральной ноте, чтобы не было поводов для создания негативной ситуации. Из примеров удачной коммуникации могу отметить общение с преподавателями, с которыми мне приходится достаточно часто контактировать, поскольку я староста группы. Здесь всегда важно не перейти грань формального и неформального общения, не писать преподавателю ночью и не терроризировать миллионами сообщений. Одно-два конструктивных, правильно составленных сообщения или грамотно построенный разговор сразу по всем волнующим вопросам — залог успеха в общении с преподавателями.

Из не самой удачной коммуникации можно отметить моё общение как куратора с первокурсниками. Иногда я испытывала большие трудности в том, чтобы хоть как-то поддерживать беседу и «расшевелить» новоприбывших студентов. Здесь ошибкой, наверное, было то, что я пыталась балансировать между авторитетностью и дружеским общением с ними, не до конца понимая, где же грань. Но по итогу я только тогда наладила с ними контакт, когда стала меньше задумываться и не пыталась простроить сценарий общения».

Сергей ТРИФОНОВ, доцент кафедры биофизики ИФБиБТ: «Я достаточно впечатлительный человек и близко воспринимаю неудачи, поэтому часто задумываюсь о причинах своих ошибок в коммуникации с людьми. Одной из главных считаю, что я не до конца слушаю оппонента и стараюсь уже отвечать. А вообще ошибаться — это нормально, взлёты и падения будут всегда, что бы мы ни предпринимали. В целом к коммуникативным ситуациям стараюсь относиться объективно, рассматривая себя и оппонентов как равноправных субъектов, которым надо извлечь свою выгоду из ситуации. Обычно это повышает шансы на успешный исход коммуникации».

Софья ЖАРКОВА, ИАиД, 4 курс: «Одной из основных причин является недостаточная ясность выражения мыслей и идей. Также важно учитывать невербальные сигналы, такие как жесты, мимика, интонация голоса. Но самой главной ошибкой в коммуникации является недостаток эмпатии и уважения к собеседнику. Если мы не умеем слушать и понимать другого человека, то общение становится бесполезным и неэффективным. У меня лично был опыт коммуникативного промаха, когда я не уделила достаточного внимания реакции собеседника на мои слова и действия. Это привело к недопониманию и конфликту. Я извлекла из этого опыта урок».

Карина ПУШМИНЦЕВА, ИУБП, 3 курс: «Мы забываем о простых правилах при общении с людьми: приветствие, вежливость, тактичность. Совсем недавно случился неудачный диалог, когда мне необходимо было просто позвонить узнать цену в заведении, на что получила весьма резкий ответ и неуважительное отношение к себе как потенциальному клиенту. После пары слов посещать место вовсе не захотелось. Единственное, что было верным в данной ситуации, — просто положить трубку.

Я всегда придерживалась принципа: относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Но довольно часто бывает, что обратно мы не получаем того, что ожидали от диалога с человеком. В данном случае значимо подавать самому пример, как стоит общаться с окружающими. Иногда, даже если не очень хочется разговаривать (например из-за усталости), вполне можно подсказать незнакомцу дорогу на улице. Вам несложно, а человеку будет важно».

Наталья НИКОЛАЕВА, ИКИТ, 4 курс: «Коммуникативные провалы могут случаться по разным причинам. Как мне кажется, они возникают из-за неправильно подобранной интонации, использования сленга и узкоспециализированных терминов, не понятных человеку. Вспомнился разговор с младшим братом: «Не забудь сделать бэкап проекта по биологии». В итоге получилось недопонимание, так как он не знал значение слова (бэкап — резервная копия для последующего восстановления данных). Но если брат может переспросить, то взрослому человеку это не всегда удобно».

Дарья МАТВЕЕВА, ИППС, 1 курс: «При устной передаче информации может теряться до 90 % информации, и не факт, что в оставшихся 10 % окажется основной смысл сказанного. Порой меня понимают превратно, и не скажу, что в этом нет моей вины. Многое можно было бы предотвратить, если бы собеседники относились с большим пониманием друг к другу и не спешили выносить категоричные суждения исходя из нескольких предложений. Ещё одна причина коммуникативных провалов для меня состоит в том, что люди под одним и тем же понятием понимают совершенно разное, из-за чего делают противоположные выводы».

Анастасия ТАРАСОВА, ИИФиРЭ, 3 курс: «Мне кажется, неудачи общения зачастую связаны с сильными эмоциями, которые захватывают все мысли, и тогда получается классическое «мачка пасла» и прочее. Например, недавно я так переволновалась из-за экзамена, что, отвечая на вопрос преподавателя, несколько раз повторила одно и то же, да и вообще под конец беседы у меня сел голос».

Светлана МИКУЛИЧ, выпускница программы повышения квалификации Центра бизнес-образования ИУБП: «На коммуникативные провалы чаще всего влияет состояние людей. Усталость и прочее. Несчастные и неудовлетворённые люди зачастую порождают негатив и агрессию, отравляя ещё больше себя и окружение».

Вячеслав АГАРКОВ, Гуманитарный институт, 2 курс: «Часто фиаско в общении обусловлено различными внешними факторами, на которые человек, желающий вступить в коммуникацию, в принципе не может повлиять. Например, зажатость у другого коммуниканта ввиду природной скромности. Если же говорить о тех факторах, на которые человек мог бы повлиять, то к ним стоит отнести опрятный внешний вид (чистая обувь, одежда, волосы, отсутствие щетины у мужчин или ухоженная борода, приятный запах), чёткую и внятную речь, которая сразу слышна коммуниканту, взгляд в глаза, улыбку, подтверждающую хороший настрой к собеседнику, внимание к тем областям, которыми увлечён собеседник. И, разумеется, искренность как самый важный фактор! Не нужно выдавать себя за того, кем не являешься, поскольку это создаёт внутренний дискомфорт и напряжение, которое чувствует собеседник и принимает на свой счёт».

Юлия ГОРЯЧЕВА, старший преподаватель кафедры восточных языков ИФиЯК: «Мне кажется, что проблема в том, что большинству важнее, чтоб их слушали, чем слушать самим. Слушание — навык, овладеть которым не просто. Здесь важным становится не ЧТО говорит собеседник (хотя, безусловно, это тоже важно), а КАК он это говорит.

Ещё одним препятствием в коммуникации является то, что люди не всегда говорят то, что действительно хотят сказать. Особенно часто это наблюдается в быту: маленькие дети, если не понимают, что с ними происходит, но это им жутко не нравится, могут сказать, что у них болит живот. Многие не пытаются понять собеседника, им важнее навязать свою точку зрения, причём в довольно агрессивной форме.

В японском языке есть замечательное выражение «kuuki wo yomu». Дословный перевод — «читать воздух», что означает «понимать настроение окружающих». Это главное правило успешной коммуникации, в Японии этому учатся с детства. Ты должен уметь распознавать настроение собеседника, понимать уклончивые выражения, которые он использует в разговоре. Если ты не умеешь этого делать, это может сказаться на отношениях с окружающими тебя людьми.

Приблизиться к идеальной коммуникации можно, если думать о собеседнике, о его чувствах и настроении».

Похожие материалы