Азбука природой пользования
Автор учебника за то, чтобы превратить заповедники в парки

НАША СПРАВКА. Виктор Валентинович Рудский – выпускник геолого-географического факультета Томского госуниверситета. В 1982 году защитил кандидатскую, а в 1997 году докторскую диссертацию (тема: «Основы природопользования в горных странах на примере Алтае-Саянской горной области»). Работал в Томском и Алтайском университетах. В настоящее время профессор Университета Мартина Лютера Галле-Виттенберг (Германия) и Смоленского гуманитарного университета. Приглашался для чтения лекций в университеты Италии, США, Франции, Польши, Великобритании. Совместно с известным специалистом по экологическому картографированию В.И. Стурманом написал «Основы природопользования» (издательство «Аспект-Пресс»), рекомендованные в качестве учебного пособия для студентов специальностей «Экология», «Геоэкология», «Природопользование». Несмотря на большую загруженность, с энтузиазмом воспринял приглашение СФУ и в марте в качестве визит-профессора прочел курс лекций «Региональное природопользование» в Институте экономики, управления и природопользования.

Природопользование включает в себя и научную дисциплину, и сферу практической деятельности. Главная задача природопользования как науки – поиск и разработка путей оптимизации взаимоотношений общества с природной средой, что должно способствовать сохранению и воспроизводству благоприятных условий жизни и хозяйственной деятельности человека. Эта сложная и многогранная задача требует интеграции естественно-научных, социально-экономических и технических знаний. Этим природопользование (как и «большая» экология, мегаэкология, в отличие от традиционной, биологической экологии) отличается от традиционных наук (которые выполняют функцию анализа и потому в процессе своего развития все более дифференцируются) и приобретает черты мировоззрения, призванного интегрировать информацию о развитии природы и общества.

Природопользование как практическая деятельность включает в себя различные аспекты: экологические – учет при принятии решений внутренних закономерностей функционирования экосистем; географические – учет внутренней неоднородности и географических особенностей территорий, а также природно-хозяйственных территориальных систем; экономические – учет экономических отношений, действующих в природно-хозяйственных территориальных системах, а также использование экономических рычагов (налоги и платежи, инвестиции) в целях оптимизации природопользования; юридические – анализ влияния законодательства на состояние природной среды, а также использование юридических рычагов; технологические – анализ и оценка экологичности применяемых или намечаемых к применению технических решений и технологий, а также постоянный поиск технологических путей решения экологических проблем.

История человечества в то же время – история взаимоотношений человека и природы. Каждому историческому этапу соответствует определенный исторический тип природопользования, в то же время природные условия на каждом этапе дифференцируют его на географические типы и подтипы. Поскольку на Земле одновременно существуют общества, находящиеся на разных стадиях развития, одновременно существуют и разные исторические типы природопользования, которые складываются в сложную мозаику.

Общее фото после лекции

Природопользование обычно принято разделять на рациональное и нерациональное. Под рациональным подразумевается деятельность, направленная на экономное использование природных ресурсов, эффективный режим их воспроизводства, предотвращение или ослабление возможных отрицательных последствий. Нерациональное природопользование – это одностороннее потребительское отношение к природе, стремление взять у нее как можно больше, не заботясь о последствиях. Однако критерии рационального и нерационального, эффективного и неэффективного и даже экономного и неэкономного – достаточно субъективны и потому подвержены пересмотру. Так, еще в 1950-60-е годы считалось вполне рациональным осушать болота, создавать гигантские водохранилища, переселять (акклиматизировать) виды животных и т.п.

С моей точки зрения, нет и быть не может рационального природопользования. Любое воздействие нерационально.

Единственный путь сохранения природной среды и переход на рациональное природопользование – создание заповедников. Однако создание заповедников далеко не бесконечно, более того, уже сейчас заповедники начинают «мешать» развитию, т.к. зачастую значительные площади полностью выводятся из использования, вступают в противоречие с местным населением, интересами развития народно-хозяйственного комплекса, социальными факторами и т.д. На эту тему мне неоднократно приходилось беседовать с крупнейшим специалистом в области заповедного дела Ф.Р. Штильмарком. Это человек, который в той или иной степени участвовал в создании большинства сибирских заповедников. В конце своей жизни он признал ошибочность заповедного пути развития нашей системы особо охраняемых природных территорий. Более перспективным видится путь создания национальных парков, которые сочетают в себе идеи заповедности и рекреационного использования территории. Естественно, надо сохранить заповедники в труднодоступных регионах России, выполняющие функции сохранения зональных геосистем, трансформировав часть заповедников в национальные парки.

Все эти проблемы и многие другие мы обсуждали со студентами на лекциях. Я очень доволен качеством базовых знаний студентов университета, большим количеством заданных вопросов и неподдельным их интересом к тематике лекций. Понятно и то, что особый интерес у студентов вызывает вопрос о перспективах их будущего трудоустройства. Здесь бы я обратил внимание выпускников на два обстоятельства: 1) никто не принесет вам престижное место работы на блюдечке с голубой каемочкой, несмотря на потребность в специалистах-экологах и природопользователях в Красноярском крае; 2) только целеустремленность в достижении поставленных целей, высокий уровень знаний, полученных в университете, наличие публикаций и умение выступать на конференциях с докладами, знание иностранных языков может гарантировать профессиональное признание и достойное трудоустройство.

Виктор РУДСКИЙ
Средняя оценка: 3.6 (проголосовало: 12)