Прогулка с архитектурным прищуром

Пальмы, с которыми не фотографировался только ленивый, огромные животные из травы, блестящий нос Поздеева, «Европа» в виде рассекающего воды корабля, прозрачные балконы и недостроенный КАТЭК – это всё часть облика Красноярска. Нашим корреспондентам захотелось знать – что из этого многообразия красиво, а что нет? Как оказалось, слово «красота» в лексике архитекторов запрещено, так как оно крайне субъективно. Раз так, мы решили пройтись по городу со старшекурсниками архитектурного факультета Игорем Орестовым И Катей Дементьевой и получить их практически профессиональный комментарий тому, что бросается в глаза в любимом городе.

Цветные дома на Свободном (Курчатова)

Нина: Мне кажется, голубенький цвет – приятно.
Катя: Яркие кислотные цвета могут быть использованы в архитектуре, но, на мой взгляд, в более современной, а эти дома построены достаточно давно. Цвета вульгарны и слишком откровенны. Конечно, хотели как-то облагородить, сделать город более ярким, но сильно переборщили. Такого рода сооружения – жилые дома – должны быть приглушенных тонов, более нежных, пастельных, а эти бросаются в глаза.
Игорь: А мне все нравится. Кроме сиреневого, но это дело личных предпочтений. Вспомним Достоевского – у него Питер весь желтый, мрачный, противный. В принципе, Красноярск был таким долгое время. Появился главный архитектор Валерий Кастерин, который решил раскрашивать дома в разные цвета, чтобы было интересно. Ведь если посмотреть вокруг: что мы видим? Серые панельные дома, которые друг от друга ничем не отличаются. Я думаю, цветные пятиэтажки на Курчатова значительно лучше. Вопрос в другом: какая здесь колористическая композиция. Этим должен заниматься художник, а не человек без специального образования. Еще проблема: видите, там кто-то облицевал часть фасада плиткой? Такого не должно быть. Нужно, чтоб все сочеталось.
Юра: Значит должен быть закон, регламентирующий вещи такого рода. Как в мире это происходит?
Игорь: В мире это регулирует архитектор района. В США система такая: архитектор не сидит и не думает сам, как что сделать, к нему приходят люди и спрашивают, можно ли здесь построить такое-то или нет. В Англии вообще нельзя выбиваться из общего стиля архитектурной среды.

Дом у въезда на Копыловский мост со стороны Николаевки

Юра: Зато теперь строят со стеклянными балконами. Как на Копылова, например. Люди, конечно, сразу же поставили на прозрачные балконы лыжи, старые холодильники, коробки какие-то. Может быть, нужно и это узаконить, как в Европе?
Игорь: Вопрос даже не в том, можно ли ставить на балкон лыжи, просто ведь другого помещения для них не существует.
Юра: А почему в Париже на балконах ничего такого нет?
Игорь: У них и снега нет.
Катя: Просто у русского человека менталитет другой. Мы привыкли весь хлам – на балкон.
Юра: Почему не строить дома с кладовками?
Катя: Да дело вообще в том, зачем мы копим этот хлам?
Юра: Бороться с менталитетом – это гораздо сложней задача, чем построить кладовочку полтора на полтора метра.
Игорь: В панельных домах кладовки не запланированы вообще. Их как спроектировали в 70-80 гг., так по сию пору и строят. Делать новые проекты дорого.
Катя: Новые дома новой планировки, конечно, строят. Но социальное жилье все равно будут продолжать строить так, как мы видим здесь.

Слоны на Копылова

Катя: Как произведение топиарного искусства они, может, и хороши, но мы живем в Сибири и странно здесь видеть слонов, обезьян на пальмах. Я не говорю, что нужно везде медведей ставить…
Игорь: Просто у каждого места должен быть свой характер. У Сибири – сибирский.
Катя: Если бы рядом было какое-то заведение, к которому тематически подходили слоны, – другое дело.
Игорь: Например «Съем слона».
Катя: У нас в Зеленой роще стоят медведи такие же. Мне нравится, они сделаны «в тему». А в сквере Сурикова жирафы – опять странно для нашего географического положения.
Игорь: Но больше всего меня раздражает гигантский петух возле Музыкального театра.

Искусственные деревья на центральных улицах

Нина: Коронный вопрос – как вам эти искусственные деревья на центральных улицах?
Игорь: Ночью – замечательно. Днем – ужасно.
Катя: Я так понимаю, это подобие сакуры. Сакура – японский символ, и когда мы делаем симбиоз стилей – это неплохо.
Игорь: Идея хорошая, но воплощение оставляет желать лучшего. Этим должен заниматься главный художник или дизайнер города, но таких должностей у нас в принципе нет.

Пушкин на Мира-Кирова

Катя: О, кстати, можно я скажу про композицию с Пушкиным? Я когда увидела – удивилась. Колонны – это элемент античности. И, мне кажется, сами скульптуры остались какими-то пустыми. Вот Поздеева на Мира сделали хорошо: он почти на уровне пешеходов, натуралистичный.
Игорь: А результат? Ему натерли нос.
Катя: Да, какая-то странная традиция сложилась.

Бизнес-центр «Европа» на Маркса

Юра: Здание бизнес-центра «Европа» похоже на киль корабля. Это такая модная тенденция?
Нина: Сочетается со старым зданием администрации города?
Катя: Кажется, в Берлине центр города застроен весь такими остроносыми домами. Хотя сложно это назвать тенденцией.
Игорь: А сочетается хорошо. По цвету не выбивается, объем не стреляет.
Катя: Остекление здесь прозрачное – это замечательно. Там, где я живу, построили торговый центр с синим остеклением. Выглядит вульгарно.
Игорь: Многое упирается в деньги. Это здание по проекту должно было быть выполнено в черном мраморе. Мрамор даже заказали, но все уперлось в перевозку – дорого. А была бы хорошая доминанта: солидное черное здание. Кстати, с «Пушкиным» произошла подобная ситуация. Сам скульптор Константин Зинич делает хорошие вещи, но вот, видимо, сроки поджимали или финансирование ограничили… Зато другая скульптура Зинича – «Блокадные дети» – удачная.

ДМШ №1 на Маркса и пристройка к нему черного стекла

Катя: Вот о чем я вспомнила в первую очередь в контексте смешения стилей. Само здание музыкальной школы старое, в классическом стиле, а тут такая стеклянная пристройка. По идее, два здания должны соединяться между собой, но тут новая пристройка «врезалась» в музыкальную школу. Хотя современные здания часто ставят рядом со старинными, например, в Питере, но это должно быть органично.
Нина: Что нужно было сделать?
Игорь: Во-первых, тут темное остекление очень выбивается: желтая школа – черный бизнес-центр. Я даже не знаю, стоит ли говорить об элементарной композиции. Ритм окон школы не поддержан в новом здании, а ведь это понятие на уровне первого-второго курса.
Юра: Сколько помню, эта музыкальная школа всегда была светлая, ее только несколько лет назад перекрасили в желтый. Напротив дом – тоже достаточно старый, покрашен в розовый. Когда я такое вижу, всегда думаю: может, стоит красить в цвета, свойственные эпохе, в которую здание строилось?

Нина: А вам не кажется, что бизнес-центр стоило проектировать в стиле школы?
Игорь: Нет-нет. Каждая эпоха должна иметь свою архитектуру.
Нина: А как тогда говорить о едином стиле?
Игорь: Есть много способов: цвета, материалы, композиции.
Юра: Почему не парижский вариант, где в центре ограничения и по цвету, и по этажности? На окраине – пожалуйста, стройте новый район с небоскребами и прочим.
Игорь: На Елисейских полях среди исторической застройки возвели новый магазин «Citroёn». В этажность, конечно, он вписан, но стиль совсем иной.
Катя: В Питере тоже запрещали строить здания выше Зимнего дворца. Одна этажность, один стиль – смотрится гармонично.
Нина: Почему мы не можем быть Питером?
Катя: Потому что у нас не было Петра I.

Здание Ванкорнефти (на Мира возле краевого суда)

Катя: Вот здание, где сочетание современного и классики очень удачно. Нельзя сказать, что есть четкий ритм, но намек на него присутствует: окна, диагонали, нет ничего кричащего. Встроено здание прекрасно!
Игорь: Мне тоже нравится. Единственное, что не хорошо – ночная красная подсветка, которая сильно выбивается. А так, ситуация похожа на музыкальную школу, но результат совсем другой. Следовательно, все заключается в нюансах. Например, одинаковая лестница на протяжении всего здания. Можно только аплодировать.

Арка возле БКЗ

Юра: Тут наверху наши деревья любимые.
Игорь: Мне кажется, Арег Саркисович о них ничего и не знает. Тут встает вопрос про материалы: если бы они были более дорогими, качественными, арка смотрелась бы лучше.
Катя: А так выглядит, как картонная. Арка – это же изначально монументальное, значимое произведение. А здесь смотрится как декоративное, не впечатляющее. Хотя идея хорошая.
Игорь: Материалы, выполнение – часто огрехи строительства, а не проектировщиков. Можно сказать, что в нашем городе столько проблем, что на архитектуру не стоит даже обращать внимания. По принципу: сначала хлеба, а потом зрелищ!

КАТЭК

Катя: Изначально все было задумано как некий ансамбль: музей Ленина, БКЗ и это здание. В итоге первые два осуществились, а с КАТЭКом что-то не заладилось. Но он все равно остается символом города. А если его облицуют сейчас в синее стекло, как здание суда напротив, это получится одна огромная коробка, которая не будет сочетаться ни с чем.
Игорь: Конечно, здание потеряло свою индивидуальность. Хотя, с другой стороны, тут синее стекло, там синее стекло – тот же ансамбль. Я бы как минус отметил другое – Китайский торговый город. Ужасное строение, которому тут вообще не место.
А остекление в принципе неплохая вещь. Я живу на Дубенского, и из окна эта отражающая масса будет красиво смотреться: на закате окна, которые смотрят на Запад, – светлые, а восточные – красные. Красиво.
Юра: Говорят, вертолетная площадка на крыше будет.
Катя: В таких высотных зданиях она непременно должна быть. В случае возгорания, к примеру, девятого этажа, всё, что выше, будет отрезано, а эвакуироваться можно только через верх, с помощью вертолетов МЧС.
ИЮНЬ/ОГНИ
Катя: «Огни» подразумевались масштабным центром, а получилось не очень. Во-первых, домик этот, который не могут снести. Совершенно не учтен рельеф, нет сочетания с природой и ландшафтом. Когда у вас такой огромный перепад высот, и вы ставите сооружение просто в яму – это нерационально и глупо. Тот же «Июнь» гораздо удачней, он на видовой точке, и рельеф соблюден.

БКЗ

Сказано!

>> Архитектура – выразительница нравов. (Оноре де Бальзак)
>> Архитектура – набитый постылой музыкой кусок пространства, ранее украденный у природы. (Владимир Бирашевич)
>> Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. (Николай Гоголь)
>> Врач может похоронить свою ошибку, архитектор – разве что обсадить стены плющом. (Франк Ллойд Райт)
>> Город, в котором тебе не везет, всегда кажется неинтересным по архитектуре. (Эмиль Кроткий)
>> Город – единство непохожих. (Аристотель)
>> Ушли в прошлое городские дворы, остались только пространства между домами. (Стас Янковский)

Юра: Это правда, что Большой концертный зал должен был символизировать рояль?
Катя: Не слышала. Тем более, форма не очень похожа. А рестайлинг очень удачный, как вы заметили, у нас везде плитка квадратная, а тут ритм сбит. И пристройка сделана удачно. Стекло, как я люблю, – прозрачное. Все гармонично, целостно. Здание сочетается с Культурным центром.
Нина: А сквер напротив удовлетворяет требованиям? Ёлочки, пальмочки, памятник, фонтан с шаром, деревья искусственные…
Игорь: Да пусть бы делали, только люди с образованием, профессионалы.
Катя: И не с одним – нужно расширять свой кругозор.
Нина: А вас учат всему этому?
Катя: Мы делали как-то на конкурс эскиз парка возле центра «Сибирь». Не знаю, воплотят ли наши идеи в жизнь, но однозначно организаторы получили много свежих мыслей.
Игорь: Мы сейчас можем предлагать только идеи и эскизы. Нам дают реальную местность, и мы думаем, что с ней сделать. Это правильно, такая практика нужна в период обучения.
Нина: Мне казалось, что когда ты выходишь из вуза, ты специалист. И дай тебе работу – ты ее выполнишь.
Игорь: Это не так. Архитектор в возрасте 35 лет называется молодым специалистом. Нам еще расти и расти. Поэтому в нашей профессии нет возрастного ограничения. Например, Оскар Нимейер, бразильский архитектор. Ему 101 год, а он до сих пор работает.
Юра: А почему просто не брать у студента проекты и не воплощать их в жизнь? Это же дешевле.
Игорь: Да, если наша работа стоит тысячи, то работа профессионалов – сотни тысяч. Но зачем отбирать хлеб у старших товарищей? Наши коллеги тоже очень умные ребята.

Консультацию получали Нина КУРГАНОВА, Юрий ПУШКАРЕВ

А лоси хороши...

Послесловие

Итак, мы думали, что наши консультанты-архитекторы наверняка будут ругать искусственные деревья, новые здания, облицованные стеклом, пальмы… А они указали нам на вещи более важные – вспомнили, каким серым был город до того, как его взялись оформлять; объяснили, что у каждой эпохи должно быть свое лицо; отметили ключевые факторы – ресурсы и время. Действительно, архитектура в Красноярске – не самая лучшая, но заботиться о ней начали совсем недавно; глядишь, лет через 50 город будет не просто украшен, а украшен искусно и качественно.
…Вечером, после интервью, мы ехали по правому берегу и увидели так горячо обсуждаемые нами фигуры из зелени. Стоит признать: петухи и слоны, может, и не слишком удачны, но лоси-то очень хороши!

Нина Курганова, Юрий Пушкарёв

Похожие материалы