Что такое магистратура и с чем туда идут

После первых двух публикаций Вконтакте я получила некоторую обратную связь от читателей. И мне показалось, что сегодня имеет смысл поговорить о том, зачем выбирать эту самую магистратуру и почему это не просто «5-й курс два раза».

Магистратура, пожалуй, первое место на образовательном пути человека, где учиться надо самому. Конечно, предполагается, что заставляют учиться нас только в школе, а поступая в университет, мы действуем полностью самостоятельно, выбираем ту сферу, которая нам близка, и действительно тратим на изучение предметов все те часы, которые в учебном плане обозначены словами «самостоятельная работа». Но мы с вами не путаем оптимизм с наивностью и прекрасно понимаем, как, к сожалению, далека эта идиллическая картина от студенческой действительности.

В магистерской же действительности центральное место занимает такая вещь, как список литературы. Не учебники и не лекции, а незамысловатый и упорно игнорируемый многими студентами набор фамилий и названий. Очень быстро, буквально с первых занятий становится понятно, что хороший список литературы — одна из главных ценностей, которой преподаватель может поделиться со студентами. Лекций как таковых в магистратуре нет, а семинары преподавателям жалко тратить на пережёвывание того, что можно где-то прочесть.

Поэтому первая особенность магистратуры в том, что «образование магистра — дело рук самого магистра». Как, впрочем, и диссертация магистра — и это вторая особенность.

Немного личного опыта: в середине сентября на научно-методическом семинаре нам между делом сообщили, что через 3 недели нужно будет представить на суд коллег предполагаемую тему работы, её план и методы исследования, которые вы намерены использовать. Напоминаю, обучение в магистратуре длится два года, а не два месяца. А тему, план и методы всё равно нужно до 8 октября сдать на кафедру.

По-хорошему, весь образовательный процесс должен быть с самого начала неразрывно связан с монументальным трудом, защитой которого этот самый процесс и закончится. Очень быстро большая часть предметов в учебном плане окажется курсами по выбору и факультативами, и их, очевидно, нужно выбирать с оглядкой на своё исследование. Изучая каждый предмет, будущий магистр должен задавать себе вопрос: «Как это пригодится мне для диссертации?».

Такой практичный подход окупится очень быстро: всё-таки не зря выпускная квалификационная работа магистров называется диссертацией – труд это очень серьёзный, и написать его за две недели, как курсовую, не получится при всём желании. В то же время на экзаменах никаких скидок в связи с тем, что вам «надо писать большой и страшный научный талмуд», делать не будут: наука отдельно, обучение отдельно. Так что выигрывает тот, кто список литературы диссертации составляет из уже упомянутых ранее списков литературы по предметам.

Третью особенность магистратуры мы обозначим фразой «магистр спит — учёба идёт». За редким исключением, преподаватели в магистратуре не только не тратят время на разъяснение прописных истин, но и не требуют от студентов стопроцентной явки и домашнего задания в отдельных тетрадках. Цена такой свободы — рейтинг, кредитно-модульная система и все прочие прелести Болонского процесса. Нет проблем! Не ходите на семинары и не делайте домашние задания — должен же кто-то быть и в «хвосте» рейтинга, правильно?
Резюмируя сказанное: магистратура — вещь необязательная. Это инициатива самого бакалавра. Слово «инициатива» сразу заставляет нас вспомнить о слове «наказуема», но в данном случае уместно сказать и «вознаграждаема». Пока никто нас палкой в магистры не гонит, но если уж назвался таковым — полезай... в научную библиотеку, например.

Ольга Добровидова

Следующая статья будет посвящена подготовке к поступлению и экзаменам.

Похожие материалы