А ты знаешь самого себя?

В начале учебного года Сибирский федеральный университет организовал крупномасштабную интеллектуальную акцию «Профессорские уроки для школьников». 50 крупнейших учёных СФУ провели в школах города и края лекции, затронув самые разнообразные темы: памятники истории и архитектуры, биохимическая физика, нанотехнологии, космология, новая арифметика и многое другое. Для некоторых сотрудников университета эти встречи стали поводом начать со школами города долгосрочное сотрудничество. Проект рассчитан на весь учебный год.

«Вы вступили в период взросления, где начинается самостоятельный выбор. Что вам действительно нужно — обрести стабильность и радоваться жизни или превратить своё существование в драму?» — так начала свою встречу со школьниками 10-го лицея профессор Сибирского федерального университета, действительный член Академии педагогических наук и госслужбы при президенте РФ Валентина Тимофеевна КОВАЛЕВИЧ.

В классе стояла поразительная тишина. Полсотни учащихся 8-9 классов с неотрывным вниманием следили за необычной гостьей – университетских преподавателей ребятам слушать ещё не приходилось. Казалось, что даже воздух остановился, когда Валентина Тимофеевна по очереди задавала тому или иному школьнику простой вопрос: «А ты знаешь самого себя?». В ответ ребята лишь смущённо улыбались и переглядывались — на эту тему они явно ещё не думали.


На лекции профессора СФУ А.М. АРОНОВА возникла дискуссия

«На самом деле, — продолжила профессор Ковалевич, — даже я не смогу ответить на этот вопрос утвердительно, так как процесс самопознания занимает всю жизнь. Мы никогда не должны думать, что достигли совершенства». История гласит, что однажды великий художник Микеланджело, закончив свой очередной живописный шедевр, посмотрел на него и вдруг начал плакать. Ученик подошёл и спросил: «Мастер, почему вы плачете? Ваша картина само совершенство». На это Микеланджело ответил: «Сначала я тоже так думал, но теперь мне кажется, что мы с тобой ошибаемся».

В продолжение встречи Валентина Тимофеевна затронула тему богатства и отметила, что богатый человек — это вовсе не тот, у кого много денег, а тот, кто обладает знанием, и в первую очередь знанием о себе. «Мы хотим помочь вам лучше понять себя, определиться с будущей профессией, увидеть свои достоинства и недостатки», — акцентировала профессор Ковалевич. По её словам, директора ряда красноярских школ, в частности и той, где проводилась встреча, готовы на постоянное сотрудничество с кафедрой социальных технологий СФУ. В скором времени планируется организовать тестирование ребят, а также ряд встреч в течение учебного года.

В середине беседы профессор предложила ребятам пройти несложный тест из области психогеометрии: выбрать из предложенных геометрических фигур ту, которая больше всего нравится. На школьной доске появились треугольник, круг, квадрат, прямоугольник и зигзаг. Подавляющее большинство ребят отдало предпочтение зигзагу, что с точки зрения психологии свидетельствует о творческих наклонностях. А уже под занавес беседы ученица Валентины Тимофеевны, аспирантка кафедры, предложила школьникам разобраться, как они на самом деле общаются с окружающими – агрессивно, нейтрально или миролюбиво. Правда, результаты теста ребята узнают только через неделю. Пока же они с нетерпением ждут новой встречи.

«Мне очень понравилась сегодняшняя беседа, Валентина Тимофеевна произвела на меня большое впечатление, — говорит ученик 8-го класса Максим Соболев. – Она затронула очень важные темы – про жизнь, про то, что мы плохо себя знаем. Мне даже захотелось пройти несколько тестов, чтобы лучше узнать свой характер. Эта встреча гораздо интересней обычных школьных уроков — профессор хорошо говорила и обсуждала те вещи, которые нам могут пригодиться в жизни».

Кирилл АРСЕНЬЕВ

Похожие материалы