Обложка

Приёмная кампания: процесс и результат

Несмотря на то что ежегодно вузы занимаются приёмной кампанией, каждый год становится особенным. В прошлом году, например, вызовом для СФУ стало увеличение количества бюджетных мест на инженерные специальности и, как следствие — проведение второй волны набора. Как прошла кампания этого лета — говорим с ответственным секретарём приёмной комиссии СФУ Маргаритой КУЗНЕЦОВОЙ.

— Итак, были ли заданы «сверху» новые правила поступления?

— Да, в 2023 году серьёзно поменялись правила приёма с точки зрения подачи документов. Раньше абитуриент подавал заявление на 5 направлений подготовки + согласие на зачисление именно на то направление, на которое он в первую очередь ориентировался. При этом была возможность до четырёх раз подать и отозвать это согласие, четвёртый раз был последний. В этом году согласие отменили в пользу системы приоритетности. То есть абитуриент при подаче документов располагал свои заявления от самого важного для него к наименее желанному. Приоритеты он имел право менять сколько угодно раз, но только до 25 июля. Дальше изменения были невозможны. Мы рассказывали об этой системе, где только могли, но у абитуриентов новизна всё равно вызывала определённые трудности с точки зрения понимания своих дальнейших действий. Однако по итогу справились без потерь.

— СФУ вступил в приёмную кампанию с намерением действовать более наступательно. В чём это выражалось?

— Наша кампания, как и в прошлом году, несла максимально дружественный посыл, чтобы устранить какие-то страхи и беспокойства абитуриентов. Но, верно, мы действовали более широкомасштабно, то есть увеличили количество регионов, где работали наши приёмные комиссии. Планировали охватить 19 новых регионов, а охватили 26. Использовали все методы — и выездные приёмные комиссии как консультационные зоны в регионах и на местах, и беспрецедентное информационное сопровождение. Мы зашли в регионы полностью, обеспечив там присутствие СФУ. Это было сделано и визуально: поставили в 20 регионах баннеры не далее чем на расстоянии одного километра от каждого учебного заведения. То есть условно рядом с Томским политехом стоял баннер «Поступай в СФУ!». Размещались в социальных сетях городов, давали рекламу на радио и телевидении. В этом и выражалась экспансия.

— Как сообщил ТГ-канал СФУ, нам удалось увеличить число высокобалльников.

— Да, без вступительных испытаний в прошлом году у нас поступило 14 абитуриентов, в этом году — 17 (либо по результатам олимпиад, либо по результатам личных достижений). Также мы увеличили количество ребят, чьи результаты были равны 100 баллам по одному из предметов.

— В прошлом году СФУ создавал себе «человеческое лицо»: ректор приглашал на чаепития, директора институтов проводили индивидуальные экскурсии абитуриентам и их родителям. В этом году такие формы не стали фишкой?

— Наоборот, мы масштабировали формат встречи с директорами. Но продлевать его в следующем году не будем. По той простой причине, что есть более эффективные методы взаимодействия с абитуриентом. Та же самая персональная работа с высокобалльниками дала хорошие результаты. Мы адресно приглашали ребят, рассылали письма, у каждого был персональный менеджер — собственно, Маргарита Кузнецова либо сама вступала в диалог, либо привлекала директора института, чтобы он объяснил преимущества, которые у этого конкретного абитуриента будут в СФУ.

— Приёмная кампания СФУ велась в более чем 50 регионах, в том числе в Курской и Белгородской областях. Оттуда приехали ребята?

— Для этих абитуриентов были равноценные возможности во всех университетах России. И, конечно, поступающие выбирали столичные и более близкие себе варианты. Но и к нам приехали несколько человек.

— Как отработали институты, кто отличился? Рассказывают, что на матфаке был приличный конкурс и даже приняли 8 платников, чуть ли не впервые. А остальные?

— Всегда результат (который в этом году превзошёл наши ожидания) — это достижение командной работы. Отличились все, отработали на максимуме. Именно благодаря этому мы практически избежали дополнительного набора (по сравнению с прошлым годом это небольшие цифры), увеличили проходной балл и количество высокобалльников. Это при том, что традиционно у нас большое количество мест выделяется на инженерные специальности, куда поступить можно с не самыми высокими баллами, конкурс очень реальный.

— Программа поддержки лучших абитуриентов «Университетская долина» сохранилась?

— Да, нам удалось сохранить условия для талантливых абитуриентов. По-прежнему повышенная стипендия по этой программе составляет 20 тысяч. Мы предоставляем всем комфортабельные общежития. Плюс в эту программу включили выпускников физматшколы, которые априори, по факту выпуска из школы, получают комфортабельные общежития. Также по инженерным направлениям подготовки мы компенсируем проезд в Красноярск в размере до 15 тысяч рублей.

— Были ли сложные или забавные случаи?

— На редкость эта приёмная кампания прошла спокойно. Хотя каждый абитуриент для нас по-прежнему — уникальная личность, и мы вникаем в ситуацию каждого, будь она тривиальная или из ряда вон. Например, запомнилась приехавшая девушка с результатами ЕГЭ за 100 баллов, которая работает гидом на Алтае.

— А зачем в принципе абитуриенты приезжают, если сейчас можно хоть куда поступить дистанционно?

— Вы правы, возможно, очный способ подачи документов станет неактуальным через несколько лет.

Фактически приезжать незачем, всё можно сделать дистанционно.

Но всегда сохраняется категория людей, которым привычнее и комфортнее прийти и увидеть всё лично. В этом году в два раза выросли цифры подачи документов через сервис «Госуслуги», и это осознанная централизованная политика. Сервис рассчитан на то, чтобы масштабировать географию приёма абитуриентов, что и происходит. Но на текущий момент приёмная кампания — ещё и возможность личного знакомства с университетом. Возможность ногами прийти в своё будущее место учёбы. И в пиковый период по-прежнему были очереди в приёмные комиссии, хотя это ничто по сравнению с тем ажиотажем, что царил в прошлом, а тем более в позапрошлом году. Ведь независимо от того, через госуслуги вы подаёте документы или через сервис «АиС Абитуриент», для этого не надо приходить лично. И всё больше людей выбирают этот дистанционный способ.

Статистика (в сравнении с 2022 годом)

>> Количество принятых на бюджет: 2022 — 6320, 2023 — 5986.
>> Платное обучение: 2208 / 2475.
>> Количество иностранных первокурсников: 466/ 356.
>> Средний балл ЕГЭ поступивших по основному конкурсу на очную форму: 70/ 70,1.
>> Самыми конкурсными специальностями и направлениями подготовки остаются «Перевод и переводоведение», «Государственное и муниципальное управление», «Реклама и связи с общественностью», «Бизнес-информатика», «Компьютерная безопасность».
>> Количество зачисленных без вступительных испытаний и 100-балльников (олимпиадников): 18/ 26.

Похожие материалы