Обложка

Счастливый билет на красноярский «скорый»

Чуть более года назад у СФУ появился новый партнёр — Красноярская железная дорога. Стороны подписали соглашение о сотрудничестве в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Оно предусматривало в числе прочего взаимодействие в области создания интеллектуальных транспортных систем, цифровой трансформации.

Совместный «локомотив» разогнался неожиданно быстро. В ноябре минувшего года в Красноярске на станции Базаиха успешно прошли испытания плат электронного управления путевых машин. Они созданы учёными Института космических и информационных технологий СФУ по запросу КрасЖД всего за два месяца. Компактный микропроцессорный модуль разработан с использованием технологий, которые применяют при производстве космических аппаратов.

Российская электроника была установлена на путевых машинах модификации «Doumatic» и «Unimat» и апробирована при проведении работ по ремонту железнодорожного пути. По мнению экспертов, разработка учёных СФУ существенно надёжнее и дешевле западных аналогов. Ожидается, что следующим этапом проекта станет заказ на серийное производство новых модулей управления. Ими планируют оснастить 28 путевых машин, которые будут работать на Восточном полигоне железных дорог России.

— Сотрудничество стремительное! Прошёл всего год, а мы уже имеем готовый проект по импортозамещению, который высоко оценило руководство холдинга РЖД, — говорит Олег ДЕМЬЯНЕНКО, начальник Центра инновационного развития Красноярской железной дороги. — Сейчас цены на иностранные компоненты сильно выросли, а некоторые комплектующие и вовсе недоступны. Почему мы обратились к учёным СФУ? Нам нужна была не просто плата, а плата с улучшенными характеристиками. И специалисты института с этой задачей справились — улучшили и усилили устройство. Эффект налицо.

Во-первых, это сократит затраты на приобретение плат более чем в три раза по сравнению с иностранными аналогами. Во-вторых, мы получим независимость от иностранных комплектующих — в новых устройствах используются преимущественно отечественные компоненты или компоненты, которые сейчас свободно можно приобрести в России. В-третьих, теперь мы выработали новый подход, повышающий надёжность специального самоходного состава, и этот проект тиражируется сейчас по сети дорог РЖД.

В целом сотрудничество СФУ и Красноярской железной дороги, осуществляющей перевозки в четырёх субъектах Российской Федерации, развивается в самых разных направлениях. Есть совместный проект с кафедрой биофизики, которую возглавляет доктор биологических наук, профессор Валентина КРАТАСЮК. Учёные предложили использовать технологию определения уровня стресса в организме с помощью биолюминесцентного тестирования слюны. Тема актуальна. Например, работники Дорожного центра управления перевозками испытывают ежедневный стресс, и важно контролировать их состояние, понимать, что с ними происходит.

В настоящее время РЖД ищет новое техническое решение — необходим эффективный механизм крепления крупнотоннажных контейнеров при их перевозке в универсальных четырёхосных полувагонах.

Дело в том, что сейчас входящий в порты Дальнего Востока импортный поток грузов в контейнерах почти на треть превосходит экспортный. Поэтому на железной дороге сложился дисбаланс в подвижном составе, не хватает и специальных платформ для транспортировки контейнеров. Чтобы без задержек отправлять прибывающие в Россию импортные грузы дальше по магистралям РЖД, железнодорожники развивают технологию вывоза контейнеров в полувагонах.

— Если раньше большой грузопоток шёл на запад, то сейчас, наоборот, переориентируемся на восточное направление. Нужно максимально эффективно использовать инфраструктуру и подвижной состав, — поясняет О.А. Демьяненко. — Для перевозки контейнеров стали использовать полувагоны, однако в настоящее время контейнеры в них крепят простыми деревянными распорками. Это долго и тяжело физически. Мы ищем более эффективную идею. Пусть даже не готовое предложение, но максимально близкое к исполнению. Компания РЖД сформировала открытый запрос на сайте «Единое окно инноваций». Предложения принимают на этом портале до 28 февраля текущего года. Очень надеемся, что откликнется и научное сообщество СФУ, ведь решение проблемы необходимо ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Вопрос стоит остро. Идеи рождаются неожиданно, может быть, подключатся и студенты, и аспиранты.

КСТАТИ
Сейчас в РЖД открыта грантовая программа для молодых российских учёных (до 35 лет). Заявки можно подавать до 17 марта 2023 года. Гранты за первое место — до 3 миллионов рублей.

Похожие материалы