Запрос на «вперёдсмотрящего»

Прошлая пятница. Конференц-зал в цокольном этаже библиотеки СФУ. Научная и образовательная элита региона (от Новосибирска до Якутии) обсуждает необходимость объединения ресурсов для решения социальных и экономических проблем развития Сибири.

Накануне Совет ректоров края подписал «Сибирскую открытую университетскую конвенцию», где на первый план выдвинута задача сотрудничества и создания экспертных сообществ. Именно от вузовской и академической профессуры общество сегодня ждёт своевременной разработки новых видений будущего, открытой экспертизы важнейших проектов, возрождения просветительской деятельности, докладов по актуальной проблематике. Это запрос на деятельность «вперёдсмотрящих», и в конвенции звучат даже слова о насущном создании своеобразного «интеллектуального кластера» и экспертного «мегауниверситета».

И вот — I Сибирский открытый университетский форум. Более 200 присутствующих — заместители губернатора, министры, ректоры, депутаты, учёные. Предлагается две рамки для дискуссии: новая миссия современного университета и экспертно-аналитическая функция вузов. Задаются жёсткие временные ограничения: выступать не более трёх минут, пока — только сбор идей как основы для будущей кооперации.

Масштаб задач сегодня такой, что самостоятельно их не решит ни один вуз, даже самый замечательный. Об этом сказал открывший форум председатель Законодательного собрания края и президент СФУ А. УСС: совместная работа — аксиома. Именно она способна дать синэргетический эффект, ощутимый для всех. Да, в самостоятельности есть здоровые импульсы, элементы конкуренции. Но сейчас вузы нарастили серьёзные материальные возможности, и их надо использовать сполна.

Заместитель губернатора В. КУЗУБОВ подтвердил заинтересованность власти в потенциале вузов и научных институтов. Сегодня нужно принимать качественные объективные решения, и хотя в крае уже есть серьёзные экспертные площадки — такие как Красноярский экономический форум, экспертные советы, созданные при каждом министерстве, — власть хотела бы видеть среди экспертов больше представителей научно-образовательной среды.

За три часа форума успело выступить более 20 участников. Приведём лишь избранные идеи и оценки.

О. КАРЛОВА, зам. губернатора, в частности, отметила, что успех экономики определяется развитием социальной сферы. Но объёмы социальных субсидий не могут бесконечно расти. Поэтому социальная помощь должна стать не просто поддерживающей, а развивающей. То есть речь идёт о необходимости и в социальной сфере, и в культуре массово укоренять не потребительскую, а производительную модель.
Ректор Нового сибирского института (Новосибирск), член Общественной палаты России Н. ВАВИЛИНА подчеркнула, что наши стратегии традиционно держатся на тактике конкурентных преимуществ, хотя все свои преимущества мы давно исчерпали. Нужно использовать новую тактику — интеграции, именно она содержит потенциал для прорыва. И именно вузы должны дать экономике «интеграторов»; к осенней сессии форума предложено нарисовать модель этого самого интегратора.

Ректор Аэрокосмического университета И. КОВАЛЁВ привёл в пример Германию, где в качестве альтернативы закрытия шахт был создан университет — и он «вытянул» экономику области, сумев привлечь множество сборочных компаний.

Депутат Заксобрания А. КЛЕШКО высказался в духе предшествовавшей форуму Конвенции и отметил крайне низкую представленность педагогической и научной интеллигенции в гражданском диалоге. Проблемы детских садов обсуждает кто угодно, но только не педагоги. Новый проект типовых школ, разработанный строителями, равнодушно встречен образовательным сообществом. В средствах информации общественное мнение представлено людьми с улицы, а никак не учёными. Интеллигенция должна стать сословием, представленным в общественном дискурсе, причём не балами и приёмами, а демонстрацией интеллектуального присутствия в обществе.

Форум сформировал две палаты — координационную и экспертную (открытые для пополнения) и принял решение о проведении в октябре осенней сессии — по обновлению системы образования.

Соб. инф.