Всё по закону

29 декабря 2012 года, после принятия Федерального закона «Об образовании» Госдумой и одобрения Советом Федерации его подписал Президент России Владимир Путин. Закон в той части, которая касается высшего образования, вступит в силу с началом нового учебного года.

Законопроект на протяжении трёх лет рассматривался на парламентских слушаниях, на заседаниях Общественной палаты РФ, на заседании Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и российского Союза ректоров. Несколько раз проходили интернет-обсуждения — на двух специальных интернет-сайтах и в рамках Открытого Правительства.

В результате ко второму чтению в Госдуму поступило более 1700 поправок от субъектов права законодательной инициативы, из них более 600 рекомендованы к принятию комитетом Государственной Думы по образованию.

Таким образом, текст законопроекта обновился более чем на 60 % от первоначального варианта.

В целом

Основной задачей нового закона стало упорядочение нормативной базы в области образования в стране и согласование её с существенно изменившимися нормами в других областях, например, в трудовом законодательстве.

Было. Множество не всегда согласованных между собой правовых норм в области образовательного законодательства, часто вступающих в противоречие с законодательством других областей.

Стало. Единый документ, поддерживающий современные цели и тенденции в российском и мировом образовании.

Комментарий. Внесены правки в другие законодательные акты, например в трудовое законодательство. Перечень отменённых документов занимает десяток страниц.

Ответственность

Было. Ответственность образовательного учреждения за выполнение образовательного стандарта.

Стало. Ответственность студента, преподавателя, администрации за выполнение своих обязательств, обозначенных в госстандартах, Уставе учреждения и т.д.

Комментарий. Готовы ли студенты и преподаватели к этому?

Поступление

Было. Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы на бюджетные места поступали: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Сейчас. Право на приём без вступительных испытаний в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.

Введена система квотирования для льготных категорий абитуриентов. К примеру, количество мест для категории инвалидов будет составлять 10% общего числа бюджетных мест по специальности.

Комментарий. Бюджетные места определялись без учёта влияния предприятий региона и ответственности за получение бесплатного образования студентами. Теперь регионы определяют необходимое количество специалистов и получают под это бюджетные места. Целевой набор происходит с финансовой ответственностью со стороны заказчика-работодателя и выпускника.

Большинство существующих льгот для детей-сирот заменяются возможностью учиться на подготовительных отделениях за бюджет. Но за открытие этих отделений вузу ещё придётся «бороться», чтобы получить такую привилегию. Учащиеся отделений получают преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях (статья 71).

Стипендии

Было. Обучающихся учредитель в пределах своей компетенции обеспечивал стипендиями. В ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» был закреплён и минимальный размер стипендии — 1 100 рублей. При этом в период с начала учебного года до сдачи первой сессии стипендия выплачивалась всем студентам очной формы обучения первого курса. Студентам-инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, размер стипендии увеличивается на пятьдесят процентов (статья 16).

Сейчас. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды стипендий: 1) государственная академическая стипендия студентам; 2) государственная социальная стипендия студентам; 3) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажёрам; 4) стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации; 5) именные стипендии; 6) стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение; 7) стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Теперь в законе указаны категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной стипендии (в их числе не указаны студенты, представившие в образовательное учреждение выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справку для получения государственной социальной помощи).

Комментарий. Нигде в законе минимальный размер стипендии не определяется. В настоящий момент ППОС СФУ участвует в разработке типового положения о стипендиальном обеспечении, в котором мы стараемся сохранить имеющиеся на сегодняшний день виды и размеры стипендий, а также усовершенствовать их.

Проживание в общежитии

Было. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся был закреплён — не более 5% от стипендии.

Сейчас. Размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами, принимаемыми с учётом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Комментарий. Нигде в законе максимальный размер платы за проживание в общежитии не определён. Однако некоторые категории обучающихся (они же имеют право на получение государственной социальной стипендии студентам) имеют право на первоочередное предоставление общежитий и проживание в них на бесплатной основе.

В заключение

Профсоюзам удалось добиться включения в новый закон принципа участия работников и обучающихся (студентов) в управлении образовательной организацией через свои профессиональные союзы обучающихся и работников как представительные органы. Этот принцип нашёл отражение в статье 26 закона «Об образовании», посвященной вопросам управления образовательной организацией, где перечислены профессиональные союзы работников и обучающихся образовательной организации как субъекты этого процесса.

Также закреплены меры социальной поддержки и стимулирования для обучающихся (студентов), в том числе касающиеся порядка установления размеров стипендии (академической и социальной), а также порядка установления платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами в общежитии для обучающихся.

Все эти меры будут устанавливаться только с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации студентов, в связи с чем от указанных проф­союзных организаций будет во многом зависеть конкретный размер стипендий и стоимость оплаты за общежитие и коммунальные услуги.

При этом размер государственной академической или социальной стипендии не может быть меньше норматива, установленного для формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований.

Материал подготовлен профкомом студентов
совместно с проректором по учебной работе СФУ