Мода на слова

Как привычка массового поражения

Рубрику ведёт кандидат филологических наук Алевтина СПЕРАНСКАЯ

Как неузнаваемо может измениться значение слова! Ну кто бы мог подумать, что французское заимствование начала XVIII века — слово мода — означало когда-то то, что умеренно, скромно. Об этом неумолимо свидетельствуют этимологические словари: mode от латинского modus (манера; правило) — того же корня, что и греческое «мера».

Нынешнее понимание моды чуть ли не противоположно, потому что сейчас мода — это чаще всего подражание без чувства меры. Что такое мода? Стремление человека соответствовать чему-то. И эта тяга, это страстное желание может быть выражено весьма неумеренно. Конечно, в первую очередь я говорю о моде на слова. Распространение одного слова превращает его в назойливое насекомое, жалящее наш слух. Навязчивое повторение одних и тех же слов (проект, тренд, актуальный, инновации, озвучить, тусовка, эксклюзивный, формат, успешный, конкретно, позитив, креативный, бренд, в шоке, «в шоколоде», это не есть хорошо и пр.) говорит о бедности словаря, о слабом владении ресурсами родного языка. Модное слово — это когда самого слова хватает с избытком и в ущерб другим словам.

Для русского человека оценка «модное слово» всё же скорее отрицательная. Так мы отмечаем скрытую в модном слове незаслуженную популярность. Согласитесь, слова стипендия, сессия, учёба, маршрутка, семья, родители, здравствуйте, дом, сколько бы их ни повторять, будут частотными, востребованными, но только не модными. Почему? Да потому что применение этих слов оправдано необходимостью, чего не происходит с модным словом, смысл из которого выветривается на сквозняке моды.

Модные слова и выражения возникают, как эпидемия, внезапно, распространяются стихийно, а избавление от них — долгий процесс, болезнь должна изжить сама себя. Мода меняется, и уже ушли в небытие модные когда-то перестройка, как бы, власти предержащие, харизма, спонсор, о‘кей. Конечно, эти слова продолжают оставаться в языке, просто их популярность пришла в соответствие с необходимостью, и слово стало не модным, а обычным, нормальным.

Как происходит перерождение слов из простых в модные? Мне кажется, дело в одном свойстве человека — повторять сказанное другими. Да ещё если сказано не равным по социальному положению, а вышестоящим, то это увеличивает шансы слова стать модным. Причём ведь модным может быть не только заимствованное или жаргонное слово. В конце 90-х вдруг стало модно говорить о гуманитарной помощи и милосердии. Сейчас эти слова заняли своё место в современном лексиконе. Могу привести пример и не из российской жизни, ведь языковая мода не имеет границ. В 1999 году в Польше встречали на своей земле главу римско-католической церкви папу Иоанна II, поляка по происхождению. Отношение к этому человеку самое благоговейное, и его выступления ждали как некоторого откровения. В своей речи Иоанн II говорил о том, как много ещё вокруг бедных, которых надо замечать и которым надо помогать. На следующее утро частотность слов бедный, бедность возросла во много раз, слово надолго стало модным.

Про бессмысленное подражание другим есть пословица: Раз модно — пусть хоть трахома (трахома — это болезнь глаз, оставляющая рубцы). Так неужели страсть к моде сильнее здравого смысла?

Откуда берётся мода на слова? Автор «Словаря модных слов» Владимир Иванович НОВИКОВ считает, что из двух противоречивых желаний: из стремления человека выделиться из толпы и из склонности к подражанию. Об этом он говорил на Красноярской книжной ярмарке. И не только об этом. Владимир Иванович рассказал, что замысел словаря у него возник в 1961-м году, когда модным стало слово космонавт. В нынешнем издании словаря этого слова, конечно, нет (слова ведь тоже выходят из моды), там помещены другие, модные в наше время, слова и выражения. Но не это привлекает внимание.

Словарь интересен, прежде всего, авторским стилем. Мне первое издание попало в руки в более чем неподходящей ситуации — поблизости не было никакого копировального аппарата! А маленькие рассказы о том или ином слове просто завораживали: оборотами речи, точно и ладно сказанными оценками, увлекательными рассуждениями и неожиданными сопоставлениями, интересным контекстом, историческими и литературными отсылками. Всё это позволяло читать словарь как книгу эссе на тему того или иного слова. Но хотелось не только читать, а и сохранить на память наиболее понравившееся. Пришлось взяться за ручку и переписать часть текста в блокнот, создав тем самым рукописный вариант словаря В.И. Новикова. Вот он лежит передо мной, и не могу не привести наиболее яркие цитаты из него.

• Например, об одном из жаргонных слов он написал, что оно обладает неизлечимым врождённым дефектом, в его основе злая и циничная метафора.

• О другом — оно сделалось своего рода речевым олигархом, скупившим целую тьму значений.

• Ещё об одном — слово из разряда непристойных (забытая оценка!).

• Или вот ещё: В русский язык импортирован «менеджер».

• В слове трудоголик автор видит сочетание маниакальности и позёрства. И называет две аномалии — безделье и «трудоголизм».

• Автор перечисляет 15 слов, которые заменило слово тусовка.

• Невозможно было пройти мимо фразы: Трезвость не есть норма; тем более этой нормой не является пьянство.

• О несуществующей «реформе языка» автор сказал, что всё это было бы смешно, когда бы не было в нашем обществе такого агрессивного лингвистического невежества.

• Напомнил, что слово имидж приходило к нам через французский, и любителям русской литературы известно направление
20-х гг. имажинизм (имажинистами были С. Есенин, Н. Эрдман, А. Мариенгоф).

• Про слово продвинутый заметил, что никакой словарь не может указать, сколько раз на дню допустимо произносить этот назойливый эпитет и до какой степени он может быть продвинут из разговорной речи в литературный язык.

Кстати сказать, я могла бы процитировать эти фразы и по книге, а не по своим рукописным записям, потому что на КРЯКК Владимир Иванович подарил по экземпляру нового издания словаря двум участницам встречи, которые задали лучшие вопросы; один экземпляр достался мне.

Однако с новым изданием будут связаны новые чувства и задумки. Одна из них — разобраться самой с модой на слова. Лишь бы не стало модой обсуждать модные слова!

Похожие материалы