Есть над чем работать

Важным итоговым событием года стал опубликованный на сайте университета «рейтинг преподавателей», в соответствии с которым будут начислены единовременные стимулирующие выплаты. О выводах, которые можно сделать на основании этой информации, и о некоторых других оценках деятельности вуза мы говорим с проректором по учебной работе В.И. КОЛМАКОВЫМ.

— Рейтинг публикуется не только ради прозрачности. Баллы может посмотреть каждый преподаватель и увидеть, на какой он реально позиции находится. Первой, пятидесятой или восемьсот пятидесятой. Это важно как стимул для собственного роста.

Отмечу ещё раз: критерии рейтинга предлагают сами преподаватели, затем авторитетная комиссия анализирует поступившие замечания и предложения и передаёт их на рассмотрение в директорат, потом — регламент утверждает учёный совет. И ещё один момент хотелось бы подчеркнуть: идеальной системы оценки — не существует. Но мы стараемся сделать её максимально справедливой и нацеленной на то, чтобы работа преподавателя способствовала выполнению Программы развития Сибирского федерального университета.

— «Цена» одного балла будет отличаться для «естественников» и, скажем, гуманитариев?

— Нет, цена в денежном выражении будет одинаковой, однако граница баллов, от которой назначаются стимулирующие надбавки, разная.

— Гуманитариям труднее набрать баллы…

— Гуманитарии редко получают, например, патенты, однако по другим показателям условия примерно равны. Кто мешает нашим педагогам, социологам, психологам публиковаться в международных журналах, которых по этим областям множество? Или издавать научные монографии? В качестве примера упомяну заведующего кафедрой всеобщей истории
В.Г. Дацышена. Он пишет много, у него прекрасные монографии, я лично их читаю с большим интересом, хотя я — человек далёкий от истории Китая.

— А кого вы ещё читаете из наших преподавателей?

— Александра Петровича Сковородникова, его статьи и книги. Также с интересом читаю в нашей газете статьи по правильному использованию слов в разговорном русском языке Сперанской Алевтины Николаевны.

— Результаты рейтинга будут как-то анализироваться?

— Выводы, конечно, будут сделаны, и не только учебным и учебно-методическим управлением. Мы посмотрим, как выросли основные показатели Программы развития в соответствии с нашей системой стимулирования. Но сразу хочу сказать — рост есть, особенно по публикациям в международных журналах.

— А по институтам какие можно сделать выводы: у кого кадровый состав на высоте, у кого похуже?

— У каждого института свои недостатки и свои преимущества. Хотя некоторые институты я бы, действительно, выделил, и не только по результатам рейтинга.

На мой взгляд, очень хорошо сработал в этом году Институт фундаментальной биологии и биотехнологии. Во-первых, по приёмной кампании. Фактически, они конкурировали с экономическим направлением. Когда такое было, чтобы биологи, далеко не модная специальность, пользовались спросом наряду с экономистами? Но они провели эффективную работу по привлечению абитуриентов, объехали города и сёла края, у них очень хороший сайт… И в результате на первый курс пришли сильные студенты. Второе: выиграли много грантов, два иностранных учёных с мировым именем у них работают, в том числе и Нобелевский лауреат! И третье — здесь поддерживают очень хорошие связи с выпускниками.

По научным успехам я бы отметил Институт цветных металлов и материаловедения — много публикаций в международных журналах, и мегагрант с РУСАЛом успешно реализуется.

Учебно-военный центр Института военного обучения — уникальный в нашей системе. Если бы его не было — его надо было придумать. Курсанты ИВО дисциплинируют остальных. Простое наблюдение: если в автобусе проехать до Академгородка, вы увидите: наши курсанты, как правило, уступают место и женщинам, и пожилым людям, чего не скажешь про гражданских студентов. Кроме того, курсанты активно участвуют во всех университетских мероприятиях, оказывают шефскую помощь ветеранам войны и труда, помогают службам МЧС при тушении пожаров… И самое главное, они в любое время готовы защищать Родину.

— Что-то принципиально изменится в учебном процессе в ближайшее время?

— Университет перешёл на стандарты нового поколения. Учиться по ним начал 1-й курс. Сделали это институты по-разному. Одни по-настоящему включили новое содержание, другие «лакировочно» переделали старые образовательные программы. Однако даже хорошую образовательную программу можно преподнести по-разному. То есть значение преподавателя — по-прежнему определяющее, несмотря на то, что современные информационные технологии значительно сократили роль преподавателя как единственного для студентов источника знаний. Работаем над тем, чтобы внедрить систему, когда читают лекции и оценивают результаты обучения разные преподаватели. Российского образования эта тенденция ещё мало коснулась, у нас пока принято: ты учил, ты и оценивай; но мы будем стараться от этого уходить.

— Как скоро?

— Учебный процесс, как это ни парадоксально звучит, должен иметь большую долю консерватизма. Будем внедрять постепенно. Не кампанейщиной, а в виде отдельных экспериментов и дальнейшего масштабирования успешных инициатив.

— А содержательно — будет ли в 2012 году в СФУ что-то новенькое?

— Со следующего года у нас запускается программа элитного инженерного образования. В нескольких институтах будут отобраны группы самых мотивированных и успешных студентов 1 курса, склонных к творчеству и изобретательству. И будем учить их по особой программе: дополнительно давать технические дисциплины, больше английского и т.д.

С чем это связано? Сейчас во всём мире инженерные специальности не очень популярны: этому дорого, трудно и долго учить. И на Западе наиболее способные молодые люди идут получать профессию по экономике, юриспруденции, психологии; сложилось представление, что там и деньги легче заработать, и учиться приятнее, чем на технических специальностях.

И вот мы пытаемся разделить элитное и массовое обучение в области техники и технологий. Потому что часто даже на высокотехнологичном производстве инженеру требуется строго выполнять уже готовые технические регламенты и инструкции. И не надо ничего изобретать. А для изобретений нужен особый дар и знания. Недавний пример: в Гарвардском университете изобрели беспозвоночного робота. Очень маленький, не металлический, из новых материалов. Может проползти в самую маленькую дырочку и работать по устранению каких-то неполадок, в условиях разрушений, завалов и т.д. Выглядит, кстати, необычно и красиво — в виде морской звезды; мы-то привыкли, что робот — человекоподобен. Вот такие вещи и должен кто-то придумывать, и для этого нужен именно инженерный ум и талант.

— Мы уже ссылались на Программу развития до 2020 года. Каким должен стать университет — в образовательном плане — к этому времени?

— В программе определены параметры качества нового образования — это количество программ с международной аккредитацией, прикладного бакалавриата и т.д. И мы работаем в этом направлении. Но у меня есть и собственное — может быть, романтическое — представление о том, что такое СФУ в образовательном плане в 2020 году.

Показателем всей учебной работы вуза является выпускник, его знания и компетенции. И я бы так предложил министерству оценивать федеральные университеты. В 2020 году мы предоставляем списки всех выпускников и говорим: выбирайте и проверяйте любого. И специально созданная министерская комиссия проводит комплексный экзамен для этих выпускников: какие у него знания по специальности, насколько он владеет английским языком, как человек может работать в команде, какую имеет общегуманитарную подготовку и т.д. Вот это и будет показателем нашей общей работы, «живым» показателем, а не умозрительной цифрой на бумаге. Когда говорят о любом выпускнике Гарварда, все понимают, что это высший уровень, и не надо дополнительных доказательств. Мечтаю, чтобы представление о любом выпускнике СФУ было таким же — высший уровень.

Я по возможности хожу на выпускные экзамены в разные институты и всегда смотрю: если бы этот студент, который защищает сегодня диплом, был тем среднестатистическим студентом СФУ, по которому оценивают весь вуз, — произвёл бы он впечатление?

— И как? Насколько выпускники-2011 близки к образцу-2020?

— Я бы так сказал: есть над чем работать.

Соб. инф.
Средняя оценка: 2.3 (проголосовало: 6)