«Оранжевая революция» в школе

Ребят из физико-математических классов СФУ (ФМК) очень легко узнать среди других школьников. Особый статус подчёркивает dress code: жилеты с символикой физико-математической школы, у мужской половины — «стильный» оранжевый галстук. Два специализированных десятых класса были открыты в Красноярске на базе лицея
№ 7 и гимназии № 13 в сентябре этого года. Прежде чем сюда попасть, ребята должны были написать контрольные работы в стенах университета. По итогам конкурса лучшие 52 школьника были зачислены в «элитное подразделение» СФУ.

Класс в лицее № 7, где занимается 10 «Б», поделён на две половины. Первая — учебная, здесь проходят уроки. Вторая — корпоративная комната, здесь ребята могут отдохнуть, попить чаю, снять напряжение. Тут-то мы и встретились на перемене.

Юлия СЕМЧЕНКО и Анна БУШ так подружились за эти полгода, что даже выбрали одну научно-исследовательскую тему на двоих. Дело в том, что каждый учащийся ФМК по итогам двух лет обучения должен будет представить серьёзный аналитический труд, выполненный под чутким руководством самого настоящего учёного.

— Понятно, что здесь труднее, чем в обычном классе, — говорит Юля. — У нас много часов математики и физики дополнительно. Но зато как интересно! По средам мы бываем на лекциях в университете, сразу после этого можем встретиться и поговорить с профессорами, докторами и кандидатами наук. Мы с Аней выбрали тему: «Исследование приёмоиндикаторов КНС ГЛОНАСС и GPS навигаторов». Сложная, но очень перспективная тема! Вместе мечтаем поступать в Институт инженерной физики и радиоэлектроники СФУ. Если говорить о пожеланиях — хочется больше практики именно в стенах университета. В лаборатории мы были пока только на экскурсии, а хотелось бы и поработать. Понятно, что доступ туда открыт не всем, но очень уж заманчиво… Микроскоп в университете сильный, чудо-телескоп нам тоже показали.

— Доступ в лабораторию СФУ необходим, — солидарен с одноклассницами Артём ИСТЯГИН, победитель олимпиады по физике. — Я, например, выбрал тему МГД-ускорителя и начинаю её исследовать под руководством кандидата физико-математических наук Андрея Викторовича МИНАКОВА (ИИФиРЭ СФУ). В любое время я могу позвонить своему руководителю на сотовый, проконсультироваться.

— А ребята в классе успели подружиться между собой?

— Класс сплочённый, хотя все поступили сюда из самых разных районов Красноярска. Есть ученики из других городов, например, Софья СИМАШКЕВИЧ каждый день приезжает в лицей из Сосновоборска. У многих на дорогу уходит уйма времени, но никто не собирается переходить в другую школу, потому что у нас интересно!

— В перспективе учащиеся ФМШ получат зачётные книжки, как у студентов, — рассказывает заместитель директора лицея № 7 по учебно-воспитательной работе Наталья Николаевна ЗЯБЛИЦКАЯ. — Сейчас основная задача педагогического коллектива — наработать нормативно-правовую базу, довести до ума образовательную программу, сформулировать положение о ФМШ.

СПРАВКА
Проект осуществляется СФУ, министерством образования и науки Красноярского края, главным управлением образования города Красноярска с целью повышения качества физико-математического образования.

— За первые полгода эксперимента, наверное, выявились сложности…

— В ФМШ поступили дети с разным уровнем подготовки, образовательные программы, как известно, отличаются, и с первых шагов мы эту разницу почувствовали. Другая сложность — у них очень напряжённый график жизни. Учебный план соответствует санитарным нормам — 36 часов в неделю, но дети выбрали дополнительно факультативные групповые и индивидуальные занятия. Они ходят на спецкурсы по интересующим направлениям: это биофизика, математика, иностранный язык, архитектура и многое другое. Дети разносторонние, несмотря на то, что это физико-математический класс.

Сама я веду у них уроки истории и обществоведения и могу сказать, что ребята очень эрудированные. Они друг друга просвещают, сильно развито чувство взаимовыручки. Вчера вечером обходила школу, смотрю — в классе ФМШ свет горит. Захожу, а там Антон КЕРП помогает Насте НИКУЛИНОЙ решить задание по математике. Очень хорошие доброжелательные отношения в классе. Ребята мотивированы на учёбу и познание, могут вести интеллектуальные беседы, но при этом всё же остаются детьми. И не прочь поиграть в «Мафию» после занятий.

Заведующая сектором физико-математического образования Управления профессиональной ориентации и координации довузовской подготовки СФУ Ольга Ивановна ХОЛОСТОВА показывает список участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2011-2012 учебного года.

— В самом начале университет и городское управление образования помогли классам приобрести мебель, учебники, современное учебно-лабораторное оборудование и многое другое. Ещё первое полугодие не закончилось, а у ФМШ уже есть серьёзные победы в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Мы имеем призовые места по физике, экологии, математике, по мировой художественной культуре. Например, Степан ПРОХОРЕНКО занял первое место по биологии. Первое место в олимпиаде по экономике у Вадима ТОКАРЕВА, победитель по химии — Антон ЛУКОТКИН, по физике — Артём ИСТЯГИН. Якуб КАБИРОВ и Софья Симашкевич вошли в состав команды и стали победителями муниципального тура и участниками общероссийского тура Всероссийской командной олимпиады школьников по программированию (ACM Programming Contest), проходившей в городе Барнауле 20 ноября 2011 года.

Призёрами по физике стали Якуб Кабиров и Валерия МАЛЫШЕВА. По литературе отличилась Полина ПАК, по праву — Вадим КОНСТАНТИНОВ и Марк ШИПУЛИН. Призёры по химии — Николай ТУБОЛ и опять же Якуб Кабиров. Хотелось бы отметить и ученика гимназии № 13 Евгения ГЕРАСИМОВА. Он принял участие в Первой региональной научно-практической конференции школьников, студентов, аспирантов и молодых учёных «Экология, рациональное природопользование и охрана окружающей среды», которая состоялась 18 ноября в Лесосибирске. На секции «Комплексное использование природных ресурсов» Евгений представил свою работу «Путь к надёжной энергетике в 2030 году» и занял I место. Евгению вручён диплом, сертификат и ценный подарок.

Несмотря на то, что лицей № 7 и гимназия № 13 находятся в разных районах города, дети, встречаясь в среду на лекциях в СФУ, чувствуют себя единым коллективом. Ещё в сентябре, для того, чтобы ученики познакомились и подружились, мы организовали и провели с ними трёхдневный психолого-педагогический тренинг на базе отеля «Такмак». Теперь дети не только знают друг друга по имени, но и продолжают общение во внеучебное время. Ребята обладают разносторонними талантами: играют на музыкальных инструментах, поют, занимаются спортом. Школьники проявляют большой интерес к студенческим мероприятиям, успешно выступили среди команд первокурсников на конкурсе «Прошу слова!», с удовольствием посещают концерты и выступления студенческих коллективов.

Все наши школьники получили читательские билеты и доступ к ресурсам университетской библиотеки. Чувствуется, для них очень важно присоединиться к студенческому сообществу. Они, похоже, уже осознают себя не просто школьниками, а наполовину студентами.

— В среду после университета или в выходные дни мы, независимо от того, кто в какой школе учится, идём в кинотеатр или отправляемся на остров Отдыха на каток, или в гости к кому-нибудь домой, — рассказывает Евгений Герасимов, староста ФМК гимназии № 13. — Многие из нас увлечены музыкой, есть даже собственная рок-группа «Инверсия».

— Дважды ребята нашей гимназии и учащиеся лицея № 7 участвовали в физико-математических турнирах в СФУ, — рассказывает классный руководитель ФМК гимназии № 13, в прошлом научный сотрудник ВЦ в Академгородке Татьяна Феликсовна ЩЕПАНОВСКАЯ. — Это выглядело так: сначала каждый класс готовил задания, а затем защищали своё решение в присутствии студентов, которые выступали в роли третейских судей.

— Татьяна Феликсовна, дети не роботы, об их здоровье при таких перегрузках кто-нибудь позаботился?

— Они у нас правильно и организованно питаются, когда семь уроков — кормим их три раза в день. Приятно, что и СФУ организовал по средам бесплатные полноценные обеды для учащихся ФМШ. Мы в восторге от университетской столовой! Если говорить о физическом развитии, то дети занимаются в тренажёрном зале, а после занятий остаются поиграть в теннис. В качестве пожелания могу высказать только одно: есть в классах ребята из малообеспеченных, многодетных семей, им как никому другому нужна поддержка, особое внимание. Если бы руководители проекта учредили стипендии в поддержку талантов — было бы здорово!

«Доказательства основной теоремы алгебры в тропической арифметике» — такую «экзотическую» тему для своей научной работы выбрала Полина РОГОЗНИКОВА (гимназия № 13). Она считает, что ей крупно повезло, потому что попала «под крыло» учёного СФУ с мировым именем — волшебника математики Августа ЦИХА.

— Я обожаю своего руководителя, — искренне радуется Полина. — Август Карлович интересный человек, с ним приятно общаться. Он всегда готов прийти на помощь, ответить на все мои вопросы.

— В университете вам читают лекции разные преподаватели. Всегда ли вы их понимаете?

— Однажды мы слушали лекцию по физике на тему «Силы в природе» и с ужасом осознавали, что лектор говорит с нами на «другом языке». В общем, набрались смелости и в перерыве попросили преподавателя изъясняться немного проще. Он это учёл и дальше всё пошло как по маслу — было понятно и очень интересно!

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы