Э.Р. Рыгдылон — «первый историк-всеобщник»

Просвещаемся!

Не так давно кафедра всеобщей истории нашего университета перешагнула свой первый пятилетний юбилей. Однако гуманитарная наука в Красноярске имеет богатые традиции, и достижения современных историков опираются на прочный фундамент, заложенный предыдущими поколениями исследователей. Одним из таких выдающихся, но мало известных у нас учёных, был первый заведующий кафедрой всеобщей истории в Красноярске — Эрдэмто Ринчинович Рыгдылон.

Эрдэмто Рыгдылон родился в 1906 г. в семье учителя в улусе Кусота современного Хилокского района Читинской области. В 1926 г. закончил семилетнюю школу в Агинском, а затем — бурят-монгольский педтехникум. В 1930 г. Э.Р. Рыгдылон распределился было преподавателем начальной школы, но сразу же был направлен на Монгольское отделение Ленинградского восточного института. Пройдя практику в Монголии, в 1932 г. он женился в Ленинграде на своей сокурснице по педтехникуму.

В Ленинградском восточном институте Э.Р. Рыгдылон под руководством будущего академика С.А. Козина исследовал «Алтан тобчи» — «Чингисханову Золотую летопись» и в 1936 г. закончил работу над кандидатской диссертацией «Монгольские летописные источники по истории монголов конца XII века».

Но карьера молодого успешного исследователя была на время прервана, в 1937 г. он был исключён из партии, в апреле 1938 г. арестован как националист и японский шпион и после долгих месяцев следствия осуждён по антисоветской статье. Накануне Великой Отечественной войны, в апреле 1941 г. Э. Р. Рыгдылон был освобождён и направлен на лечение в Татарию, откуда в декабре 1941 г. мобилизован в действующую армию. По другим данным — он был в штрафном батальоне, и «вину свою искупил кровью» подо Ржевом.

В любом случае, после второго тяжелейшего ранения командир отделения Э.Р. Рыгдылон был эвакуирован в Сибирь. После излечения в Красноярском эвакогоспитале распоряжением Наркомпроса в октябре 1944 г. Рыгдылон был направлен на работу в Красноярский пединститут. Здесь, в Красноярске, уже известным учёным, он читает лекции по истории Востока, работая одновременно научным сотрудником в отделе археологии нашего краеведческого музея, исследует памятники в окрестностях Красноярска.

Красноярск не был чужим и случайным городом для востоковеда Э.Р. Рыгдылона, именно отсюда начал свой путь в науку один из его наставников — выдающийся учёный Н.Н. Козьмин, вынужденный после 1920 г. навсегда покинуть наш город.

Как отмечают наши коллеги-иркутяне: «Монгольские сюжеты профессора Н.Н. Козьмина, автора более 200 работ по сибирской востоковедной тематике, на долгие годы сформировали иркутское монголоведение как органическую часть мирового монголоведения».
Значение деятельности Э.Р. Рыгдылона для нашего города также трудно переоценить. Этот энциклопедически образованный человек стал своего рода столпом всего гуманитарного образования и науки. Не случайно, именно востоковед Э.Р. Рыгдылон и стал основателем первой в Красноярске кафедры всеобщей истории, которая в августе 1946 г. была открыта на историческом факультете пединститута.

Годы, проведённые учёным в лагерях, на фронте, в госпиталях, не заставили Э.Р. Рыгдылона отказаться от большой науки. После окончания Великой Отечественной, с восстановлением мирной жизни, 40-летний учёный возвращается к своей диссертации. Своим приездом в Ленинград он немало удивил коллег и знакомых, давно «похоронивших» репрессированного коллегу.

Чудом сохранилась и диссертация, работа над которой была завершена еще в 1936 году. 31 мая 1946 г. в Ленинграде состоялась триумфальная защита кандидатской диссертации, в отзыве на которую академик С.А. Козин написал: «Он нашёл себя, и дальнейший научный рост диссертанта совершенно обеспечен». Здесь можно заметить, что отмечали защиту историки-востоковеды на квартире Анны Ахматовой.

В ноябре 1947 г. Э.Р. Рыгдылон получил аттестат доцента и почти одновременно — диплом кандидата наук. «С триумфом возвращался Э.Р. Рыгдылон в Красноярск», — пишут об этом иркутские историки. Но — «Вместо радости получил огорчение: ставки его сократили с октября 1947 г., Красноярскому пединституту он был не нужен… Рыгдылон из Красноярска отправился в административную ссылку в Минусинск, где устроился научным сотрудником краеведческого музея».

И в дальнейшем не просто складывалась судьба учёного-востоковеда Э.Р. Рыгдылона, так же как и история основанной им в Красноярске кафедры. Десятилетний период его активной экспедиционной, переводческой и преподавательской работы увенчался десятками научных публикаций, основные из которых были сделаны уже в стенах Иркутского государственного университета. Но тяжёлые фронтовые ранения, а, возможно, физические и душевные травмы от несправедливых репрессий, оборвали жизнь учёного в 1957 году. Ещё раньше, в 1955 году была закрыта созданная им кафедра всеобщей истории в Красноярском пединституте. И, как совсем недавно справедливо отметили иркутские ученики Эрдэмто Ринчиновича: «После смерти он оказался полностью забыт. О нём ничего не знают ни монгольские, ни российские исследователи».

Столетний юбилей со дня рождения учёного стал поводом для восстановления его имени, на родине и в Иркутске уже прошли персональные выставки памяти Э.Р. Рыгдылона. Имя Эрдэмто Ринчиновича стало звучать и в работах красноярских историков.

Сегодня на кафедре всеобщей истории Сибирского федерального университета работают специалисты в области востоковедения, археологии и этнографии, являющиеся ведущими исследователями в своих областях, и это достойная дань памяти одному из основателей в нашем городе гуманитарной науки и образования — Э.Р. Рыгдылону.

Владимир ДАЦЫШЕН, заведующий кафедрой всеобщей истории СФУ

Похожие материалы