Фольклор как народное знание и носители этого знания

Рубрику ведёт кандидат филологических наук Алевтина СПЕРАНСКАЯ

Фольклор обычно ассоциируется с чем-то далёким, давно существовавшим, а сейчас его изучает узкая группа специалистов для своих научных нужд. Думать так — большое заблуждение. Фольклор живёт вместе с человеком, а значит, пока существует человек, будет жить и фольклор.

Фольклор с английского так и переводится — народное знание. Знание о разных сторонах жизни человека: бытовой и праздничной; коллективной и индивидуальной. Однако, как хорошо известно, мир стремительно меняется. По мнению многих, знания устаревают, то, что было в прошлом, невозможно увидеть в настоящем. Ну где, скажите, сейчас невесте поют песни и косу расплетают? У неё и кос-то часто нет, а если и есть, так она в парикмахерской у стилиста причёску сделает. Других примеров, думаю, и приводить не стоит.

Всё это так: прошлое ушло. Только… оно осталось. Осталось в главных, сущностных действиях человека, потому что круг жизни в основных своих «точках» повторим: рождение, взросление, создание семьи, воспитание детей, почитание родителей и так далее. И хоть внешние формы проживания изменились, но не изменилось главное: фольклор (наряду с мифологией и литературой) — вторичная система, моделирующая человеческий мир, представления о мире, картину мира.

Конечно, фольклорные жанры могут умереть — в том смысле, что они могут не бытовать устно, лишь сохраниться в письменных источниках. Скажем, былины, самый известный, пожалуй, жанр русского героического эпоса. Былин нет, но продолжают жить способы создания героического. Это я не о том, что «фольклор живее всех живых», а что надо различать внешнее (формы бытования) и внутреннее (функции фольклора, которых несколько, и одна из главных, на мой взгляд, — хранить культурные образцы).

Есть люди, которые знают образцы народной культуры, понимают их и умеют передавать. Общаться с такими людьми потрясающе приятно, так как это настоящие профессионалы своего дела. Я хочу вас познакомить с одним из наиболее выдающихся красноярских фольклористов — Еленой Геннадьевной ВОПИЛОВОЙ, народным мастером (на фото). Поясню: народный мастер умеет собирать и исполнять песенный традиционный фольклор, а также изготавливать предметы материальной культуры. И делает всё это Елена Геннадьевна поразительно красиво, с огромным мастерством. Когда я спросила её, что она лично вкладывает в понятие «народный мастер», она сформулировала так: «Возможность человека выразить себя через материал».

Елена Геннадьевна убеждена, что современный человек не реализует себя в предметах материальной культуры, проще говоря, не делает руками для себя то, что он мог бы сделать. Его этому не учат. В чём себя выражает современный человек? В каких культурных формах?
Елена Геннадьевна предоставляет человеку возможность овладеть некоторыми из них. Причём самыми материальными – делать своими руками. И не только руками, но и голосом: Елена Геннадьевна изумительно поёт и учит этому дивногорских детей, так как преподаёт на фольклорно-этнографическом отделении школы искусств. Жаль, не все слышали, как ансамбль «ТропинА» исполняет (хотя нет, это слово не годится, они не исполняют, а воплощают в жизнь) стреловую песню. С этой песней раньше обходили вокруг деревни, чтобы отвратить от домов разные природные напасти, молнии например. Не знаю, как это было раньше, но знаю, как сейчас: когда я услышала эту песню от «Тропины» (происходило это у нас в университете на Славянских чтениях), то все сидящие в учебной аудитории почувствовали, что над нами возник невидимый купол. И так как по ощущениям мы находились внутри него, то казалось, что мы защищены прозрачной, созданной голосами поющих незримой оградой. И это пели современные дети, у которых изучение старины поглощает отнюдь не всё время, и не весь свет клином на фольклоре сошёлся. Они просто отлично умеют делать то, чему научились.

Заведя разговор о месте традиции в современной жизни, Елена Геннадьевна привела неожиданный пример. Её младшая дочь, которая «всё умеет делать руками», работая менеджером в магазине, умеет так разложить товар, что в их магазин приезжают из других районов, где есть свои магазины. По мнению Елены Вопиловой, народная культура позволяет раскрыться человеку в любой деятельности.

Елена Геннадьевна руководит не только фольклорным ансамблем, но и школой традиционных технологий, где она обучает взрослых людей тому, что умеет сама. А умеет она много: плести бисером; шить народный костюм и вышивать его, ткать пояса, изготавливать аксессуары; делает роспись по дереву, стеклу, ткани, фарфоровой керамике; создаёт браслеты; работает с кожей, с нетканым полотном… Она считает, что много десятилетий человека отучали от мысли, что он умеет делать сам. Ему исподволь внушали: всё должно быть фабричное, а производить человек должен «валовой продукт», помните такой термин из экономики.

Или ещё одна советская идеологема — мещанство. Этот ярлык наклеивали в том числе и на сделанное своими руками: вышивку, вязание, плетение. А ведь это ни много ни мало — художественно значимые предметы быта. Если они сделаны со вкусом, с мастерством, да ещё в какой-либо традиции — согласитесь, такие вещи всегда «цепляют», то есть мы задерживаем на них свой взгляд, мы любуемся ими. А почему? В них живёт душа человека, сделавшего это. И не считайте это просто словами, это как со стреловой песней — невидимо, но ощутимо.

Я не сказала о том, что Елена Геннадьевна не только поёт, но собирает по краю и за его ближними пределами народные песни. Она встречалась с носителями традиции, людьми 1910 года рождения, записывала их исполнение. Хотя и ездить не всегда далеко надо было. В город Дивногорск, связанный, как все знают, со строительством Красноярской ГЭС, переселяли людей с затопленных мест, среди которых были старые казачьи поселения. Вот жители станции Даурской и стали костяком ансамбля «Сибирячка», просуществовавшего 25 лет. А потом эти песни стали исполнять те ансамбли, с которыми как участник или как руководитель была связана Елена Геннадьевна. Как исполнитель она входит в ансамбли «Марьюшка» и «Енисеюшка». В школе искусств, кроме «Тропины», есть ансамбль преподавателей школы «Древо». Есть «малышковые» «Ладушки» и для младших школьников «Ключи» (ими руководит Ирина Викторовна ЧЕРКАСОВА, а учит ремёслам Светлана Валерьевна РУМЯНЦЕВА). Так что круг рукодельных мастеров и знатоков народной песенной традиции широк. У красноярских студентов будет возможность поучаствовать в мастер-классе, который проведёт Елена Геннадьевна, и услышать пение одного из ансамблей на XIII Славянских чтениях 24 мая в 10.30 в университетской библиотеке в ауд. Б4-11.

И напоследок. Елена Геннадьевна не говорит о сохранении фольклора, она говорит о жизни с ним.

Направляйте ваши вопросы на alsperanskaya@yandex.ru

Похожие материалы