Открытка и индивидуальность

В песне Высоцкого к радиоспектаклю «Алиса в Стране чудес» автор задаёт вопрос: «Что остаётся от сказки потом, после того, как её рассказали?» Наверное, от сказки, как и от всякого праздника, остаётся главное — воспоминания и впечатления. А ещё от некоторых событий, происходящих с нами, остаётся материальный остаток — фотографии. Или открытки, которые нам дарят. Иногда они сказочно красивы, и мы храним их как материализовавшуюся часть сказки на память о праздничном событии.

Изготовление открыток давно стало индустрией, то есть деятельностью по производству и сбыту товара. Однако открытку хочется назвать не товаром, а услугой — услугой по созданию праздничного настроения. Приглядитесь внимательнее к этому необычному элементу нашей жизни. Небольшой картонный прямоугольник, на одной стороне которого расположен рисунок, а на другой оставлено место для надписи. При таких заданных параметрах получается чуть ли не бесконечное количество вариантов оформления! На всякий вкус и по различным поводам.

При таком многообразии удивляешься, как удаётся выжить в этом океане художественных карточек коллекционерам открыток. Невозможно представить, что кто-то способен хранить такое количество этих картонных листочков. Наверное, филокартистам приходится специализироваться и собирать открытки по темам. Или по странам-изготовителям. Или… Впрочем, профессиональные коллекционерские вопросы меня не занимают. Я стихийный, или, точнее будет сказать, наивный филокартист. Я не собираю открытки целенаправленно, они у меня собираются сами. По тому или иному поводу. Мне нравится их копить. Ведь они — память о событии и о людях, подаривших открытку.

Одновременно я люблю не только собирать открытки, но и дарить их. При этом с некоторыми бывает трудно расстаться, так и хочется снять с них копию. Как это делали в XIX веке с письмами. А ведь по своему происхождению открытка родственна именно письму. Приглядитесь к строению этого слова: открыт-к-а. В нём виден суффикс -к-, который, выделяется во многих словах, образованных от сочетаний: столовка, зачётка, читалка, ночлежка, электричка, конка. Этот коротенький суффикс позволяет нам в разговорной речи не говорить длинно: зачётная книжка, читальная комната, ночлежный дом, электрический поезд, конная железная дорога. Так и слово «открытка» — это не что иное, как открытое письмо, то есть особый вид почтовой карточки, предназначенной для письма без конверта. Впрочем, сугубо прагматично, только для передачи информации её использовали недолго. Если первая «корреспондентская карточка» была выпущена в Австро-Венгрии в 1869 году именно для писем, то через год-другой подхватившие идею французы и немцы снабдили картонный прямоугольник картинкой, чтобы не только практично, но и красиво было. Так возникла иллюстрированная почтовая карточка для открытого письма, а проще говоря — открытка.

Не во всех сегодняшних открытках просматриваются её генеалогические корни. На многих «потомках» нет места для письма, что меня огорчает, так как лишает возможности сказать свои собственные слова виновнику торжества. Современная открыточная индустрия — откровенно развлекательная — с подхалимской угодливостью подсовывает готовые гладко пригнанные зарифмованные строчки, часто очень низкого качества, которые лишь по недоразумению считаются стихами.

Форма открыток тоже заметно изменилась. Они бывают самых различных конфигураций и размеров, от мини до макси. Они стали складывающимися: двойными, тройными и… даже сложенными вчетверо!

Открытка сменила свою фактуру и стала электронной.

Поменялся стиль иллюстраций. По нему можно судить о вкусах. Причём не только отдельного человека — можно составить своеобразный портрет художественных предпочтений общества. Сейчас в этом портрете есть одна очень привлекательная черта — самодельные открытки, или открытки ручной работы, иностранно называемые иногда hand-made. Мне откровенно нравится это направление в открыточной жизни своей индивидуальностью. Тем, что человек именно создаёт, а не просто пользуется. Нет-нет, я не считаю, что каждый должен в своей жизни обязательно сделать открытку сам. Я о другом. О том, что на сторону, предназначенную для открытого письма, каждый обязательно должен вписать свои слова своей рукой, то есть создать свой текст.

Ведь как бы ни видоизменялась открытка, главное, что она не должна терять, — своё предназначение.

Алевтина СПЕРАНСКАЯ

Похожие материалы