Идея в воздухе. Всё витает

А вот ещё отличный вариант умного досуга. Причём не только для новогодних каникул, но и на целый год. И не для одного какого-то возраста, а для всех. Провести пару часов, а то и целый день в Музее занимательной науки.

Подобными музеями в Европе, США, Китае и Японии никого не удивишь: они стали достопримечательностями наряду с памятниками древних цивилизаций. Побывать в Хельсинки и не посетить «Эврику»? Не заглянуть в Музей науки и искусств, оказавшись в Сан-Франциско? В Санкт-Петербурге разыскать «город детей» Кидбург. В Москве… А вот об этом подробнее.

В московском «Экспери­ментаниуме» нам удалось побывать каким-то чудом. Через пять часов вылет домой в Красноярск, позади — насыщенный до предела семинар. Вначале на метро, потом — два квартала пешком с чемоданами в руках. Мы дошли и не пожалели о своей настойчивости.

Детей всех возрастов, от школьников до малышей, пришедших за руку с родителями, было много. Они носились, кричали и падали, трогали-хватали-лупили со всей силы по расставленным тут и там экспонатам, смеялись и сбивались в стайки. «Экспериментаниум» далёк от музея в традиционном понимании. Если это и храм муз — то очень свойских, простых: с ними можно и на ударной установке постучать, воображая себя барабанщиком, и в зеркальном лабиринте побегать, и музыку послушать… зубами. Есть в московском музее такой экспонат, без шуток.

Рыжая очаровательная Люба, недавняя студентка, ставшая экскурсоводом, рассказывает истории, связанные с музеем. Проводит нас с первого этажа, посвящённого простейшим законам механики и оптики, на второй, изобилующий анатомическими пособиями и почему-то пахнущий апельсинами. Оказывается, запах из-за мыльного раствора. Девочка лет четырнадцати ловко орудует в нём металлической рамкой, вытягивая гигантские радужные пузыри. Рядом светлый кудрявый мальчишка лет пяти делает то же самое, но с помощью мамы — женщина облила мыльной водой свои кеды и джинсы, но ей не до пустяков: ребёнок хочет знать, почему пузыри похожи на тоннели, а ещё ему безудержно весело.

Многие экспонаты «Экспери­ментаниума» сделаны московскими мастерами. Часть из них имеет настолько простую конструкцию, что с созданием справится любой человек, имеющий простейшие познания в области физики. Например, ощетинившийся гвоздями стул, присаживаясь на который дети и взрослые вспоминают: чем больше площадь опоры, тем меньший вес давит на единицу этой площади. Или знаменитый стробоскоп, обманывающий наше зрение и мозг иллюзиями.

Ещё в «Экспериментаниуме» есть небольшой, оборудованный прос­тыми деревянными стульями кинозал. Иногда там показывают научно-популярные фильмы, иногда просто хорошее авторское кино, а чаще в зале собираются любопытные и жадные до жизни люди всех возрастов: слушают лекторов, среди которых учёные и космонавты, деятели искусства и бизнеса.

Мне помещение музея кажется… уютным. Как это может быть, если вокруг нет даже намёка на мягкую мебель, отделка стен и полов практически отсутствует, под потолком — хитросплетения металлических труб, и вообще, на ремонт бывшего заводского цеха затрачена достаточно скромная по московским меркам сумма? Просто музей в первую очередь рассчитан на детей. А значит, там должно быть просто. Чтобы и побегать, и штукатурку случайно поцарапать, и залезть с ногами на сиденье в кабине тягача.

Что ребята получают в музее? Экспери­ментаниУМ как минимум делает их УМнее. Это не набивание головы книжными пыльными фактами — это проживание, событийное освоение законов нашей с вами физической реальности. Раз — и получаются облака пара благодаря ящику Вуда. Или пианино демонстрирует через стеклянную панель свои «внутренности» с ударяющими по струнам молоточками. А ещё в музей можно приходить вдвоём, втроём, целыми классами и группами и не бояться показаться смешными своим товарищам. «Экспериментаниум» с радостью примет незнающих и забывчивых. Шумных и гиперактивных. Лишь бы им было интересно, как устроен мир.

…К сожалению, слова не всесильны. Их недостаточно, чтобы такой музей вырос в нашем городе. Нужны конкретные дела, и мы, взрослые люди, это знаем. Поэтому идея вроде бы застолблена, но ждёт, чтоб дела подтянулись. Ведь тогда это буквально преобразит жизнь университета и всего города!

Потому что именно Музей занимательной науки окончательно способен убедить красноярцев, что СФУ — центр всего: и науки, и инноваций, и образования, и творчества. Что именно в университете следует искать учёных, готовых поделиться знаниями. Что здесь найдутся мастера, способные изготовить необычные экспонаты. Что в СФУ большие и маленькие дети попадают в такой увлекательный водоворот, что дальше по жизни их с большой вероятностью поведёт любознательность и предвкушение открытия, а не подпинывание и подавляющее «надо».
Университету уже шесть лет. Мы развиваемся. И вполне созрели, чтобы предложить детям и родителям Красноярска альтернативный «Планете» и «Лучу» способ проводить выходные.

Татьяна МОРДВИНОВА

Похожие материалы