О «цифровом» мышлении
с разных сторон

День информации для кафедры транспортных и технологических машин (ТТМ) библиотека СФУ проводит не первый раз. Отправляясь на очередную встречу с сотрудниками отдела обслуживания по инженерно-техническим наукам, я считал, что достаточно осведомлён в вопросах новых веяний.

С прошлой встречи я написал два десятка статей, несколько учебных пособий и монографию. То есть хорошо ориентировался в технологии подготовки рукописей, в информационном поиске и практическом использовании этих работ для задач учебного процесса. Конечно, есть и более продвинутые в научно-методическом плане преподаватели (взять хотя бы нашего профессора В.И. Емелина), но есть и «нулевые», не имеющие ни публикаций, ни соответствующего опыта. Что предложит библиотека для всех этих групп преподавателей?

Интересно было узнать и то, насколько в современном информационно-библиотечном мире представлены студенты. Их характеризуют как «цифровых аборигенов», которых хай-тек окружает с младенчества. Незрелый их мозг, благодаря пластичности, учится новому необычайно быстро. И он же породил новую форму письма и речи с образцами лингвистических уродств (типа «мать скинь на баланс», «ржунимагу»), где не соблюдаются ни грамматические, ни орфографические правила. Этот стиль изложения раньше был характерен для конспектов, а теперь проник в отчёты о самостоятельной работе и даже в выпускные квалификационные работы.

Новую информацию студенты предпочитают искать не в книгах, а как проще — в Яндексе, Гугле. В результате мало кто из них может по оглавлению «живой» книги быстро найти необходимые элементы поиска, оценить важность материала, особенно, если он определён иными терминами.

А старшее поколение зачастую оказывается один на один с миром, с трудом приспосабливаясь к высоким технологиям, стараясь не остаться не у дел. Назрел новый конфликт поколений — «мозговой разрыв». Впрочем, взрослый мозг остаётся гибким на протяжении всей жизни, к её середине начинают работать оба полушария вместе, а не по отдельности, как в молодости...

Вот с такими мыслями пришёл я на семинар-выставку в библиотеку.

Презентацию литературы по проектированию и эксплуатации транспортных и технологических машин развернула главный библиотекарь абонемента научной литературы Л.Н. ОВДИЕНКО. Очень подробно она рассказала о новых, поступивших в фонд НБ СФУ в 2000-2013 гг. изданиях и представила подробный их список в традиционном и электронном видах. Я заметил, что некоторые из книг кое-кто из преподавателей видит впервые; но также отметил, что в магазинах встречал ценные издания, в фондах библиотеки отсутствующие.

Приятно удивило количество собственной, издания СФУ, учебной и методической литературы.

Также Любовь Николаевна говорила об услугах МБА (межбиблиотечном абонементе) и ЭДД (электронной доставке документов). Следует отметить, услуги полезные, ибо читателям предоставляется возможность оперативно получить на руки книги или научные статьи, в фондах родной библиотеки отсутствующие, но имеющиеся в библиотеках Красноярска и других городов России.

Главный библиотекарь общего читального зала ООИТН Т.И. САТЫРЕВА рассказала о БД нормативных документов «Norma CS», полнотекстовых базах научных статей «ЭБ ИД Гребенникова», «Elibrary» и «Eastview» и общероссийском проекте МАРС (Межрегиональная аналитическая роспись статей). Выступление сопровождалось красочной, детальной презентацией, акцентирующей главное. На все задаваемые вопросы Татьяна Ивановна давала точный конструктивный ответ.

Однако я отметил, что количество подписных периодических изданий сократилось — это огорчило.

Л.В. КОНЕВА, главный библиотекарь электронного читального зала, рассказала о РИНЦ — Российском индексе научного цитирования, который авторы могут посмотреть в системе SCIENCE INDEX, расположенной на платформе «Elibrary», об алгоритмах поиска и регистрации в ней. По профилю кафедры ТТМ Людмила Васильевна представила подробный обзор полнотекстовых патентных баз: русскоязычной — ФИПС и зарубежной — Questel QPAT, а также приобретённых библиотекой ЭБС — Электронных библиотечных систем. В них, пройдя процедуру регистрации, студенты и преподаватели могут найти полные тексты учебной и научной литературы.

Обзор прошёл динамично и оживлённо, а ближе к завершению перерос в некую дискуссию, на которой уточнялся и разъяснялся ряд интересующих нас вопросов.

В завершение начальник отдела литературы по инженерно-техническим наукам Ирина Федоровна МОЗГО подняла животрепещущий вопрос книгообеспеченности, рассказав, где и как можно найти нужную информацию, особенно актуальную в плане предстоящей аккредитации магистратуры.

Чтобы большой объём сказанного не забылся, библиотекари приготовили для нас буклеты и шпаргалки, конспективно иллюстрирующие все представленные темы.

Вместо заключения

Библиотечно-информационные ресурсы выходят на новый, более высокий уровень. Параметры информационного поиска, безусловно, улучшаются: скорость и объём поставки информации, доступность, разнообразие источников и т.д. При этом востребованность и отношение к этим возможностям весьма ограничены, прежде всего, со стороны основного потребителя — студента, мышление которого остаётся отрывочным, чтение — поверхностным, а посещаемость библиотеки, увы, не возрастает. Абстрактное мышление, глубина проникновения в суть поиска при использовании информационных систем также не улучшаются.

Уровень библиотечно-информационного обслуживания и редакционной подготовки изданий в университете соответствует современным требованиям. Но всегда ли эти факторы сказываются положительно на качестве подготовки наших выпускников? Представляется, что далеко не всегда. В рамках системы менеджмента качества эти вопросы не увязаны. Имея достаточно большой объём самостоятельной работы, студент не дошёл до библиотеки, оказав предпочтение Яндексу и социальным сетям. Отчасти это оправдано. Иногда в сети можно найти источник, отсутствующий в библиотеке. Но отсутствие практики работы с книгой и настрой на быстрый и лёгкий поиск внутри книги делают анализ материала малоэффективным. Тем более не решают поставленной преподавателем задачи скачанные и часто даже непрочитанные рефераты.

...Вот такие мысли навеяла встреча в библиотеке. Разумеется, высказанное относится не ко всем студентам и преподавателям. Вопросы развития библиотечной системы должны быть предметом постоянных дискуссий.

В.П. ПАВЛОВ, профессор кафедры ТТМ ПИ