Книгомудр, пусточей, жалобитьё, парадолюбство, чепушинство, звукосор, самоциклопев

и другие победители олимпиады

21 февраля объявлен ЮНЕСКО Международным днём родного языка, а 27 февраля — день памяти св. Кирилла, одного из создателей славянского алфавита. Так что конец февраля насыщен отсылками к языковой сфере. Именно в это время проходит в СФУ студенческая интернет-олимпиада по русскому языку. Нынче она состоялась в 5-й раз.

В этом году олимпиада привлекла внимание семидесяти человек. Это немало. Ведь очень часто сочетание «русский язык» отзывается в памяти школьными уроками и не совсем приятной отсылкой к воспоминаниям о ЕГЭ по русскому. Однако наша олимпиада разрушает представление о традиционных скучных занятиях русским языком и предлагает взглянуть на родной для большинства живущих в России язык по-новому.

Каждая из пяти проведённых олимпиад была по-своему неповторима, но всё же есть у них общее свойство — задания преимущественно творческого характера. Да по-другому и быть не может. Ведь олимпиада проходит как интернет-мероприятие, а значит надо придумать такие вопросы, ответы на которые не находятся в окне поисковой системы. Так что участвовать в олимпиаде увлекательно обеим заинтересованным сторонам: тем, кто задания придумывает (а это в основном преподаватели кафедры русского языка и речевой коммуникации, так как именно на этой кафедре возникла идея проводить олимпиаду), и кто эти задания выполняет (студенты всего СФУ, включая и иностранных).

В олимпиаде этого года творческая составляющая была особенно существенна. Приятно, что участники это заметили и посчитали несомненным плюсом юбилейной олимпиады. Студентам пришлось предлагать русский аналог слову «selfie», реагировать на прогноз ЮНЕСКО, что к концу ХXI века исчезнут 90% естественных человеческих языков, называть слово года-2013 и обосновывать своё мнение, разбираться в причинах возникновения комического эффекта в объявлении центра нетрадиционной сантехники «Дар», в котором потомственный санк-техник, посящённый ведун водной стихии предлагал услуги по привороту-отвороту труб, скручиванию венчика безводия, мануальному устранению засоров и пр. И это всё задания для студентов негуманитарных специальностей! Представляете, сколько обрушилось на проверяющих оригинальных и интересных идей и предложений.

У гуманитариев с творчеством было так же хорошо, только задания, на мой взгляд, были труднее. Самым сложным я бы назвала задание, связанное с заменой иноязычных слов русскими. Причём эти чужестранные слова обозначали понятия, которые очень востребованы нашей жизнью. Однако сами слова выглядят всё же громоздко, их произношение неудобно.

Вот мы и предприняли попытку найти русскую замену словам гелертер — учёный, обладающий широкими, но не глубокими и чисто книжными знаниями; кверулянтство — непреодолимая сутяжническая деятельность, выражающаяся в борьбе за свои права и ущемлённые интересы, часто мнимые и преувеличенные; earworm (англ. «ушной червь») — мелодия или песня, навязчиво и прочно засевшая в голове. Насколько успешно участники справились и с этим заданием, можно увидеть из названия этой пуб­ликации, в котором и перечислены некоторые предложенные новообразования. Не знаю, войдут ли они в активный оборот нашей речи, но попытки заслуживают одобрения и поддержки.

Оксана Толстоноженко

Оксана Толстоноженко

Причём поддержки как моральной, так и материальной, потому что победителям вчера, 19 марта, были вручены подарки — на заседании учёного совета Института филологии и языковой коммуникации, директор которого Л.В. КУЛИКОВА и субсидировала это мероприятие.
Назову имена тех, кто в борьбе завоевал право быть призёром. Среди студентов гуманитарных специальностей победителями стали: Оксана ТОЛСТОНОЖЕНКО (3 курс, «филология») — 1 место; Екатерина ПОГРЕБНАЯ (3 курс, «управление персоналом») — 2 место; Ольга ЧЕЛПАНОВА (1 курс, «лингвистика») и Юлия СТАСИШИНА (2 курс, «журналистика») — 3 место.

Абсолютным чемпионом среди студентов негуманитарных специальностей стала Валерия ШКЛОВЕЦ (5 курс, «архитектура»). Два вторых места разделили Севда МАМЕДОВА (5 курс, «менеджмент организации») и Маргарита ШКЛОВЕЦ (1 курс, «техносферная безопасность»). Два третьих места у Полины ТАРАСОВОЙ (2 курс, «системный анализ и управление») и Шенне САПЫЛА (Тувинский госуниверситет, 1 курс, «математика и информатика»).

Янь Линь

Янь Линь

Победитель среди иностранных участников — Янь ЛИНЬ (стажёр Хэйлунцзянского университета).

Кроме названных дипломантов (то есть победителей, получающих соответствующий диплом), хочется отметить студентов, чьи работы набрали большое количество баллов.

Студенты-гуманитарии: Мария ТАРГОН­СКАЯ (2 курс, «журналистика»), Полина ДОРОХОВА (1 курс, «экономическая безопасность»), Дмитрий ПАНОВ (3 курс, «социальная работа»), Дарья КОВАЛЕНКО (2 курс, «психология и социальная педагогика»), София КУЗЬМИНА (2 курс, «лингвистика»).

Иностранные студенты: Чжан ЧАНСЮЙ (стажёр Хулунбиурского университета) и Нгуен ТХИ ХУЕ (Томский политехнический университет).

Студенты-негуманитарии: Оксана МИРОНОВА (2 курс, «системный анализ и управление»), Дарья АФАНАСЬЕВА (2 курс «архитектура»), Александр КРАСНОВ (2 курс, «математическое и компьютерное моделирование»), Борис БЕЛЬСКИХ (1 курс, «химия»), Асхат ФАТКУЛЛИН (1 курс «математика»), Яна ФРИЦЛЕР (1 курс, «биохимическая физика»), Екатерина ПЕСНЯЕВА (4 курс, «экономика»), Кирилл ЖИГАРЕВ (2 курс, НБ12-06).

Этих участников олимпиады организаторы отмечают грамотами, которые тоже будут вручены на заседании учёного совета. Любой участник, который не сможет прийти в названное время, получит свою награду на кафедре русского языка и речевой коммуникации (ауд. 2-42, корпус «пирамида»).

Спасибо огромное всем участникам V студенческой интернет-олимпиады СФУ по русскому языку! До встречи на шестой олимпиаде.

А.Н. СПЕРАНСКАЯ
Среди призёров олимпиады мы заметили двух участниц с одинаковой фамилией Шкловец. И они оказались сёстрами! Мы спросили у Валерии и Маргариты — откуда такой интерес к языку у вас, вообще-то выбравших на будущее нефилологические профессии?

— Одно другому не мешает! Нам очень нравятся наши специальности. А «Русский» и «Литература» в школе были среди самых любимых — и успешных! Мы даже принимали участие в школьных олимпиадах по этим предметам и были призёрами районных этапов. Так нас с детства воспитывали родители (кстати, оба с техническим образованием): интерес, любовь и знание родного языка и литературы — непременная характеристика культурного человека.

Задания к интернет-олимпиаде были очень увлекательные, спасибо организаторам за любопытные «расследования», которые нам пришлось провести!

Похожие материалы