Сетевое братство вузов

Вы получили диплом магистра, а в приложении написано: обучался в Сибирском федеральном университете, Балтийском федеральном университете, Уральском федеральном... Круто?

Принятие нового федерального закона об образовании принесло и новую норму работы вузов — возможность реализации учебных программ в сетевой форме. Теперь по закону студент может проходить образовательную программу не в одном вузе, а получать знания сразу в нескольких университетах, а также в других организациях: НИИ, высокотехнологичных предприятиях, то есть в сети учреждений.

Основная идея сетевого взаимодействия — формирование единого образовательного и интеллектуального пространства. На совещании в Архангельске в июне 2013 года руководители федеральных университетов страны договорились о создании межвузовской сети — Клуба девяти.

Девять федеральных университетов договорились рассматривать другу друга как источники развития на основе кооперации.

— Чтобы не строить в каждом отдельном университете полигоны, суперлаборатории и прочее, можно просто объединить усилия вузов в реализации одной программы, — рассказывает заместитель проректора СФУ по учебной работе Ольга Анатольевна ОСИПЕНКО. — Надо договориться между собой всем федеральным университетам, которые и создавались, в том числе, для разработки самых современных образовательных практик и проектов. Мы должны транслировать в образовательную среду всё новое, обеспечивать трансфер научных и образовательных практик и интеграцию передовых образовательных услуг. На первом заседании Клуба девяти в Архангельске за каждым федеральным университетом закрепили отдельное направление. Например, за Северо-Кавказским — разработку нормативных документов для реализации сетевого взаимодействия на магистерском уровне.

— Сколько сетевых магистерских программ отобрано на сегодняшний день?

— На сегодняшний день закончено формирование сетей, разработано «Положение о сетевых образовательных программах», практически завершается подписание договоров о сетевом взаимодействии. Идёт согласование электронного документооборота и перечня дополнительных нормативных актов для реализации сетевого взаимодействия. Всего создано 17 магистерских сетей с разным количеством участников — от двух до 9 университетов в одной сети, назначены координаторы сетей.

Сибирский федеральный университет участвует в пяти сетевых магистерских программах: «Отечественная история» в связке с Южным и Северо-Кавказским федеральными университетами; «Стратегическое управление» с СКФУ, ЮФУ, САФУ, ДВФУ, КФУ; «Биофизика» с Балтийским федеральным университетом; «Фундаментальная и прикладная биология» с УрФУ и ЮФУ, «Экономика фирмы» с ЮФУ и СКФУ; «Перспективные материалы и методы их исследования» — с Уральским федеральным университетом.

В трёх сетях СФУ назначен куратором: «Фундаментальная и прикладная биология», «Биофизика» и «Перспективные материалы и методы исследования». Это логично, потому что, например, научные разработки наших лабораторий био­физики и фундаментальной биологии известны всему миру.

У нас великолепная практика, большая наука. Интерес других вузов к СФУ в этом смысле очень высок. Назначение куратором означает полную ответственность за запуск и реализацию сетевого взаимодействия.

Теперь надо понять, что самое лучшее есть в других университетах по выбранным направлениям, и объединить усилия с целью создания современной и конкурентоспособной образовательной программы.

— И какие достижения есть в других вузах?

— По составу профессуры мы качественно отличаемся друг от друга. К примеру, в одном из университетов работает учёный с мировым именем, которого цитирует мир. Почему бы ему не почитать лекции всем студентам сетевой программы? С другой стороны, на базе ЮФУ расположено историческое учебно-методическое объединение вузов. Южане его возглавляют и знают все передовые тренды и тенденции в разработке стандартов, методик, технологии обучения. Кроме того, у них история Кавказа хорошо представлена, проработана тема толерантности. А наш край многонациональный, и тема более чем актуальна, а значит, мы можем этот «кусочек» в свою программу по истории включить.

Новый закон об образовании даёт большие возможности в области сетевого взаимодействия, позволяет работать с любой организацией — международной, российской, использовать их потенциал. Теперь можно не в качестве просителей приглашать предприятия к сотрудничеству — возьмите, пожалуйста, на практику, — а заключать с ними официальный договор, в котором прописано, за какую часть учебного плана предприятие отвечает самостоятельно, без вмешательства университета.

— По какому сценарию будет происходить взаимодействие в сети?

— Реализация сетевой образовательной программы может осуществляться в нескольких моделях. «Горизонтальное взаимодействие» предполагает ресурсный обмен вузов — участников сети. «Партнёрская сеть» основана на формировании индивидуальной траектории обучения студента магистратуры путём выбора модулей, предложенных вузами-партнёрами. «Ресурсный центр» предполагает интеграцию вузов-участников сети на базе одного. Как физик я придерживаюсь теории, что любая замкнутая система обречена на вымирание.

Сетевое взаимодействие разрывает замкнутость, даёт новые возможности, связанные с объединением усилий и ресурсов, что, в свою очередь, должно привести к качественно новому уровню образования. У студентов появится возможность посмотреть мир, познакомиться с другими людьми, поучиться в другом университете с новыми преподавателями и по другим технологиям.

Я уверена, что эта новая образовательная практика будет востребована, ведь молодёжь по своей природе любопытна и мобильна. Сейчас нам всем очень важно уйти от мысли, что твой вуз «самый крутой на планете», связаться с коллегами и найти новые формы взаимодействия в достижении больших целей. …

— Каким образом кандидаты смогут выбрать сетевую магистерскую программу?

— Запуск сетевого обучения намечен на сентябрь 2014 года. Уже сейчас на сайте СФУ выставлена информация о сетевых магистерских программах, в ближайшее время появится дополнительная информация.

Поступающие должны быть готовы к тому, что, сделав выбор в пользу сетевой магистратуры, придётся часть учебного плана освоить не у нас, а в других университетах-партнёрах по сети. Каждый вуз — участник сети взял на себя обязательства обеспечить академическую мобильность за счёт собственных ресурсов.

— Если в одном из вузов есть суперлектор — Нобелевский лауреат, то он отправится к студентам, или студенты поедут к нему?

— С точки зрения здравого смысла, дешевле обеспечить мобильность преподавателя и не отправлять к нему на лекцию студентов из разных концов страны. Хотя… это не принципиально. Главное — лучше использовать ресурс.

— Как происходит ваше общение с коллегами по сети?

— Мы работаем в режиме видеоконференций с июля 2013 года. Регулярно, один раз в неделю, выходим на связь, обсуждаем все детали. Можно сказать, мы готовы к новому набору.

— Какая из пяти сетевых магистерских программ, на ваш взгляд, будет наиболее востребована?

— Думаю, все одинаково. Они живые, отвечают требованиям времени, и нам есть что по этим программам представить. Благодаря сетевой магистратуре за счёт интегрированной учебной и научной базы мы рассчитываем повысить интерес к этим магистерским программам. Несмотря на объективные сложности сетевого взаимодействия, мы все понимаем, что работаем на перспективу, на новое качество образования.

Вера КИРИЧЕНКО
Средняя оценка: 4.2 (проголосовало: 16)