Новые программы — новые возможности

В следующем учебном году в Институте фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ будут реализовываться две новые сетевые магистерские программы. Одна из них — «Фундаментальная и прикладная биология» (научный руководитель — заведующая базовой кафедрой биотехнологии, профессор, д.б.н. Т.Г. ВОЛОВА) разработана совместно с ЮФУ и УрФУ. Научный руководитель программы «Биофизика» — зав. кафедрой биофизики, профессор, д.б.н. В.А. КРАТАСЮК (университет-партнёр — БФУ).

Сетевые магистерские программы естественно-научного направления помогают эффективно использовать потенциал собственных научных школ вузов с учётом запросов рынка труда. В каждую из указанных сетей вошли университеты-партнёры, имеющие достойный научно-технический уровень, включая кадровые, инфраструктурные и лабораторные ресурсы. Всё это поможет подготовить высококвалифицированных специалистов в области биологии, биотехнологии, биомедицины и биофизики.

— Сетевые магистерские программы у нас в институте будут реализовываться на базе уникальных научных лабораторий, возглавляемых учёными с мировыми именами, — рассказывает Ирина Егоровна СУКОВАТАЯ, к.б.н., заместитель директора ИФБиБТ. — Это лаборатория «Биотехнологии новых биоматериалов», созданная под руководством профессора Массачусетского технологического института Энтони Дж. СИНСКИ, и лаборатория «Биолюминесцентные биотехнологии», образованная под началом лауреата Нобелевской премии, профессора из Японии Осаму ШИМОМУРЫ. Кроме того, в СФУ функционирует единственный в России Биотехнологический центр новых технологий с опытным производством, включающим уникальную линию биосинтеза целевых продуктов, новых биоматериалов и изделий биомедицинского назначения и сектор тестирования продуктов биотехнологического производства, в том числе генетически модифицированных.

Целью сетевых магистерских программ является подготовка специалистов, способных выделять актуальные проблемы современности и синтезировать классические и инновационные подходы в их решении, используя современные знания и технологии в области молекулярной, экологической, медицинской, сельскохозяйственной биотехнологии и промышленной микробиологии.

Мы являемся координаторами двух сетей по направлению «Биология». Для каждой сетевой магистерской программы совместно с университетами-партнёрами разработана основная образовательная программа, включающая и единый учебный план с более эффективной схемой организации образовательного процесса. Образовательная программа строится по модульному принципу, общая трудоёмкость каждого модуля составляет 15 зачётных единиц. В свою очередь, модуль является комплексным образовательным блоком, состоящим из нескольких дисциплин, практик и НИР.

Главной особенностью наших магистерских программ является широкая вариативность предлагаемых для обучения магистранту модулей как по их количеству, так и по содержанию. Каждая образовательная программа содержит 3 базовых и 4 сетевых вариативных модуля. Сетевые вариативные модули позволяют обучающимся реализовывать все виды академической мобильности и индивидуальные образовательные траектории.

Обучение по базовым модулям сетевой магистерской программы (СОП) осуществляется каждым университетом самостоятельно в 1 семестре. В базовую часть включен обязательный модуль по иностранному языку.

В рамках каждого базового и вариативного модуля треть его объёма — это дисциплины, которые выбирает сам обучающийся.

Сетевые вариативные модули, разработанные каждым университетом, представляют собой хорошо структурированные по форме и содержанию образовательные блоки. Для программы «Фундаментальная и прикладная биология» таких модулей разработано 12 (по 4 каждым университетом), а для программы «Биофизика» — 8, в результате чего студентам на выбор предоставляется очень серьёзный учебно-методический ресурс, разработанный высококвалифицированными преподавателями, успешно проводящими научные исследования по стремительно развивающимся областям современной биологии. Это означает, что студенты для прохождения обучения могут выбрать программы любого из университетов-партнёров — в зависимости от необходимости формирования тех или иных компетенций, особенно уникальных, которые невозможно получить в родном вузе.

Например, в рамках программы «Фун­даментальная и прикладная биология» каждый университет предлагает свой вариативный модуль по биомедицине, биотехнологии, молекулярной биологии и др. Смысл состоит в том, что эти модули не повторяются, а дополняют друг друга. А в рамках магистерской программы «Биофизика» для получения профессиональных уникальных компетенций Балтийский федеральный университет предлагает модули по биоинформатике, геномике и протеомике, а СФУ — биолюминесцентные биотехнологии и биологическую инженерию. Возможность выбора создаёт у обучающихся дополнительную мотивацию для получения знаний, умений и навыков, а вузам-партнёрам даёт расширенные возможности профессионально ориентированной подготовки магистров.

В сетевых вариативных (выездных) модулях большое внимание уделено научно-исследовательской работе магистрантов, а также научно-педагогической и научно-исследовательской практикам. Магистрантам представится уникальная возможность не только изучать отдельные дисциплины в других университетах, но и принять участие в научно-исследовательской работе наряду с учёными других университетов. Помимо того, планируется также совместное руководство научно-исследовательскими и выпускными работами магистрантов. Учебные дисциплины (модули), изученные в других университетах-участниках сетевого взаимодействия, засчитываются в родном университете.

На фото: аспирант Анна ШЕРШНЕВА за работой на распылительной сушилке  Mini Spray Dryer  B-290 Advanced для водных  и органических растворителей  «BUCHI Laboratory Equipment»

На фото: аспирант Анна ШЕРШНЕВА за работой на распылительной сушилке Mini Spray Dryer B-290 Advanced для водных и органических растворителей «BUCHI Laboratory Equipment»

Рисков в реализации СОП мы не видим, хотя могут быть сложности с организацией академической мобильности студентов, включая финансовое сопровождение (оплата командировочных, реагентов для проведения практикумов, научно-исследовательской работы, выездных практик, размещение в общежитиях и др.). Эти механизмы ещё предстоит отлаживать.

Кроме академической мобильности и получения уникальных компетенций ещё одна особенность выгодно отличает сетевые образовательные программы. Согласно требованиям к СОП, записи о перезачтённых дисциплинах вносятся в приложение к диплому с указанием университета, в котором изучались учебные дисциплины.

В итоге сетевые магистерские программы создают новые условия и уникальную образовательную среду для подготовки магистрантов, дают им максимум возможностей, являются ярким примером инновационного подхода к образованию и способствуют развитию уникальных компетенций.

Вера КИРИЧЕНКО

Подробнее — biolum.sfu-kras.ru, biotech.sfu-kras.ru

Похожие материалы