Ковровую дорожку в СФУ
они выстелили своим умом и талантом

У каждого студента есть своя история поступления в любимый университет. Кто-то с ужасом вспоминает, как потерял документы в последний день, кто-то сел не на тот автобус и едва не опоздал на экзамен. Одни были в шаге от провала, другие, наоборот, блистали на вступительных испытаниях. Но всех абитуриентов всегда объединяло одно — скорей бы этот страшный сон закончился! Однако бывают и другие истории, и есть ребята, для которых поступление в СФУ стало захватывающим приключением, в которое хочется возвращаться снова и снова.

Совсем недавно завершился конкурс «Самый умный абитуриент Сибири» или, как сокращенно называют проект сами участники, СУАС. Главный приз конкурса — зачисление в Сибирский федеральный университет на любую выбранную специальность!

Кстати, название конкурса является весьма условным, ведь география участников давно вышла за пределы СФО. В этом году попытать силы в заданиях СУАС решили около двух тысяч выпускников школ из 48 регионов России и 4-х стран СНГ. Можете себе представить, что первое место в конкурсе «Самый умный абитуриент Сибири» заняла участница из города Уфа! Но обо всём по порядку.

В режиме онлайн

«Мы понимаем, что наш университет находится в центре России, и каждый год о нём узнаёт всё больше людей. При этом все абитуриенты сейчас имеют аккаунты в соц­сетях. Именно поэтому мы создали уникальный проект, практически полностью проводимый в сети», — поясняет куратор конкурса Александр УСАЧЁВ.

Именно с помощью Всемирной паутины были проведены три этапа заочного тура и тур виртуальный. Благодаря этой интерактивности и удалось привлечь такое большое число участников из разных городов и стран.

Несмотря на то, что большая часть испытаний проходила в виртуальной реальности, найти ответ в самом Интернете было невозможно. Все задания составлялись с нуля, каждый вопрос был уникален. Кроме того, чтобы избежать «списываний», организаторы за полгода до опубликования заданий разместили на разных серверах неправильные ответы на свои вопросы. «Мы хотели научить ребят мыслить. Ведь сегодня они привыкли, что ответы на все вопросы можно найти в сети. А здесь заходят в Интернет — и «гугл» молчит. Это был первый шок. Они подходили с нашими заданиями к преподавателям, и даже те не знали, как их решить», — рассказывает Александр Усачёв.

А задания, нужно признать, были запредельно сложные. Прочитавшие их впервые сначала впадали в ступор, а затем шли «гуглить» хотя бы формулировки заданий. Что такое COUB? Как создать презентацию в облаке? Сколько километров можно проехать в Мадриде на общественном транспорте, имея только 1000 быр и 500000 квач? И рядом с этими заданиями — вопросы про пельмени и про персонажей «Смешариков».

Для примера несколько вопросов из заочного тура конкурса.
1. Выпускники красноярской школы никогда не были в городе Красноярске. Возможно ли это? Какова вероятность этого?

2. Когда вы помещаете ладонь в тёплую воду на 20 минут, организм, почувствовав влажную, скользкую среду, начинает вырабатывать защитную реакцию. Чтобы повысить сцепление с гладкими поверхностями, кожа на кончиках пальцев немедленно начинает изменяться. Проведите собственный эксперимент. Верны ли вышеуказанные выводы с точки зрения физики и биологии?

3. Рассчитайте подъёмную силу изображённого Джоном Виль­гельмом сюрреалистического существа — стрекозорога. Определите длину и площадь крыльев, взяв за пропорции размеры обычной стрекозы и обычного носорога. Подъёмную силу рассчитывайте при условии, что носорог весит 2 000 кг, при этом частота колебаний крыльев не превышает 200 колебаний в секунду. Какой должна быть сила тяжести земли для того, чтобы рядом с нами летали стрекозороги?

4. Какой максимальный доход сможет получить студент СФУ, если будет участвовать во всех стипендиальных и грантовых программах университета?

«Мы создаём вопросы таким образом, чтобы они были интересны, сложны и учили чему-нибудь ребят. Не просто формуле, а новым навыкам. Например, создать видео, пользоваться облачными хранилищами данных, делать фотографии со светом и тенью», — говорит Александр Усачёв.

Похоже, организаторы достигли поставленных целей. «Задания заочного тура были очень разноплановые, нужно было углубиться и в юридическую сферу, и в финансовую, уметь показать себя и работать с театром теней, познакомиться с СФУ и успеть полюбить сей университет. Это отлично расширило кругозор!», — рассказывает финалистка конкурса Оля МАТВЕЕВА.

Практически все участники признаются, что их напугали задания заочного тура, к тому же они отнимали много времени (по самым скромным подсчётам, каждый участник потратил на выполнение заданий минимум 20 часов). Однако остановиться уже не могли.

«Я хотела бросить, но мне было жалко свой труд. Всё это отнимает много времени и сил. Если это будут читать участники следующего года, пусть сразу морально подготовятся к этому. Задания выполнять интересно, но с первого, да и не только первого взгляда, они могут просто напугать», — говорит Анастасия ХАРИТОНОВА.

Именно заочный тур стал мощным фильтром, который помог из огромного числа ребят выбрать самых талантливых и одарённых. Судите по статистике: около 70 тысяч человек знакомились с конкурсом на сайте. Около 2 тысяч подали заявки на участие. И всего 230 человек смогли выполнить задания заочного тура и пройти дальше.

Всех прошедших заочный этап ждал виртуальный тур. Каждому абитуриенту нужно было через онлайн-видеоконференцию ответить на 100 вопросов в течение 20 минут. Около 15% вопросов касались заданий из заочного тура — ответы на них должны были помочь определить, сам ли участник выполнял задания, или ему помогали.

Остальные вопросы были из самых разных областей знания. В каком году на Хиросиму и Нагасаки сбросили атомные бомбы? Во сколько раз уменьшится сила гравитационного притяжения при увеличении в три раза расстояния между центрами шарообразных тел? Из чего состоит скелет у членистоногих? Чем отличается баян от аккордеона? Как называются ненасыщенные ациклические углеводороды, называемые также олефинами? С какой скоростью перемещаются в пространстве электромагнитные волны?

Найти в закромах своей памяти ответ на самый неожиданный вопрос именно здесь и сейчас — весьма непросто. Многие из участников признавались, что правильные ответы ещё несколько дней после испытания сами приходили в голову. В среднем абитуриенты отвечали на 38 вопросов из ста.

Лицом к лицу

До очного тура дошли 16 ребят. Самые умные и талантливые абитуриенты из Красноярского, Забайкальского краёв, Иркутской, Свердловской и Новосибирской областей, Республики Башкортостан собрались в Красноярске, чтобы подтвердить высокий уровень знаний, продемонстрированный на отборочных турах. Всем финалистам оплатили дорогу, проживание и питание.

Казалось, что после «взрывающих мозг» заданий отборочного тура конкурсанты уже вряд ли будут чему-то удивляться. Но не тут-то было! Организаторам удалось буквально шокировать всех. Одно из самых запоминающихся заданий очного тура, о котором рассказывают все участники, — встреча с испанками. В кафе «Барселона» наших ребят ждали девушки Ана и Диана из Испании. СУАСовцам нужно было суметь пообщаться с ними. Вопросы задавались на английском, а девушки отвечали на испанском. Их ответ нужно было перевести на русский! Вот вы прочитали и уже запутались, а теперь представьте, какой шок был у участников! Однако даже с этим на первый взгляд невыполнимым заданием абитуриенты справились.

В Красноярске ребят ждали задания на креативность. Например, нужно было построить из 7 листов бумаги здание, которое бы отвечало трём критериям: было прочным, красивым и максимально высоким. Ну и, конечно, на очном туре прошёл конкурс талантов. Вот где все увидели участников с необычной стороны! Как заявляют организаторы, конкурс доказал всем, что талантливый человек талантлив во всём. Школьники, проявившие высокий уровень интеллекта и когнитивных способностей, все как один оказались ещё и одарены творчески. Они пели (кто-то даже на иностранных языках), играли на музыкальных инструментах, показывали фокусы, танцевали, рисовали!

По итогам всех испытаний первое место заняла Анастасия Харитонова из Уфы, Башкортостан (на фото справа). Вторую строчку итогового рейтинга заняла Ольга Матвеева из города Сузун Новосибирской области. «Бронза» досталась Варваре МАЛЫШЕВОЙ из города Кодинска, Красноярский край.

Остальные выстроились в такой рейтинг:
>> Кристина МАКАРЕНКО, г. Иркутск;
>> Елена ЛОХАНСКАЯ, с. Таскино Красно­ярского края;
>> Александра МОЛОТКОВА, г. Саянск Иркут­ской области;
>> Екатерина КИРЕЕВА, г. Канск Крас­ноярского края;
>> Артём СУСТАВОВ, г. Троицкий Сверд­ловской области;
>> Михаил ГЛАДКИХ, г. Хилок Забайкальского края;
>> Дарья ЧЕЧЕЛЕВА, г. Усть-Илимск Иркут­ской области;
>> Александр ГУРИН, г. Железногорск Красноярского края;
>> Василиса КУДРЕВА, г. Красноярск;
>> Дмитрий ФИЛИППОВ, г. Красноярск;
>> Татьяна ПАХОМОВА, г. Дивногорск Крас­но­ярского края;
>> Ольга КАЛАШНИКОВА, г. Талгар, Казахстан;
>> Антон СУРНАЧЁВ, г. Красноярск.

А. Усачев поздравляет Елену Лоханскую

А. Усачев поздравляет Елену Лоханскую

Кому-то покажется странным, что лучший абитуриент из Красноярска занял лишь 11 место, но организаторы оценивают это позитивно — ведь уровень соперничества просто запредельный, что говорит о высоком статусе самого конкурса. Благодаря конкурсу наш университет стал известен далеко за пределами края и Сибири. Многие абитуриенты зажглись идеей поступить именно сюда, в один из лучших вузов страны.

Трое лучших участников получат бюджетное место в СФУ (Анастасия планирует стать биологом; Ольга выбрала профессию юриста; Викторию интересует специальность «Информационная безопасность»). Их примут без конкурса при условии сдачи ЕГЭ не ниже оценки «удовлетворительно». Также все 16 финалистов получили или путёвки в Испанию и курс обучения испанскому языку, или гаджеты. Не остались без подарков и другие прошедшие заочный тур ребята. Все 230 человек получат сертификаты участника и флешки. Призы вручили и победителям в различных номинациях, например, за лучший логотип конкурса или за самый интересный COUB.

Кроме того, был составлен рейтинг лучших школ в рамках конкурса «Самый умный абитуриент Сибири» 2014 года. Победителей в этом общешкольном зачёте ­— три: лицей № 174 из Зеленогорска, школа № 4 из Кодинска и школа из села Устюг Красноярского края получили в подарок комплекты для создания мультимедийного класса.

Хороший старт

Организаторы следят и за дальнейшими успехами своих финалистов. Так, победитель прошлого года набрала 300 баллов по ЕГЭ, а «бронзовый» призёр получил 286 баллов. Будучи студентами, бывшие лауреаты конкурса занимаются научной деятельностью, участвуют в грантах и общественных проектах. Все эти факты говорят о высоком уровне проекта. Кроме этого, большая часть бывших СУАСовцев попадает в оргкомитет конкурса. Сейчас из 20 человек, входящих в оргкомитет, 90 процентов — это бывшие финалисты и победители проекта.

СУАС стал для всех участников больше, чем простое конкурсное испытание. Несмотря на то, что здесь разыгрывались очень дорогие призы, соперничества между претендентами не было. Все ребята очень подружились и теперь, разъехавшись по своим городам и посёлкам, скучают и не перестают общаться. Группа «ВКонтакте», посвящённая конкурсу, до сих пор живёт, каждый день на стене сообщества появляются десятки новых записей, ребята обмениваются эмоциями, комментируют сообщения друг друга, вспоминают лучшие моменты. «А мне до сих пор снится очный тур СУАС, — пишет Татьяна ПАХОМОВА, — вы даже поверить не можете, как не хотелось уезжать:( до сих пор всё помню в подробностях».

Ребята даже сочинили стихи о прошедшем конкурсе. Однако для них это незабываемое приключение — лишь начало долгого и интересного пути, старт студенческой жизни. Поэтому хочется пожелать всем им успехов и процитировать одну из участниц конкурса: «СУАС, до свидания! СФУ, здравствуй!!!».

Наталья ХАЛАНСКАЯ

Приложение

Кобы (смотреть со звуком)

1. http://coub.com/view/wbnj
2. http://coub.com/view/ug8z

Творческий конкурс

1. http://vk.com/suas2014sfu?z=video19012930_167773435%2F70e2b6ed4f213becc2
2. http://vk.com/suas2014sfu?z=video93345523_168311299%2F5034088e6ada29b882
2. http://vk.com/suas2014sfu?z=video93345523_168311297%2Fcc923991bc0343110b

Светотени

«Париж» А. Богатырёвой

«Париж» А. Богатырёвой

Работа А. Крайчак

Работа А. Крайчак

Сделано Еленой Лоханской

Сделано Еленой Лоханской

Светотень Анны Судаковой

Светотень Анны Судаковой

«Ожившая история» Н. Власик

«Ожившая история» Н. Власик

Средняя оценка: 5 (проголосовало: 8)